Защита авторских прав шпаргалка

Е. Милославская – Авторское право. Шпаргалка. Учебное пособие

Защита авторских прав шпаргалка
Здесь можно купить и скачать “Е. Милославская – Авторское право. Шпаргалка. Учебное пособие” в формате 2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В ТвиттереВ InstagramВ ОдноклассникахМы

Описание и краткое содержание “Авторское право. Шпаргалка.

Учебное пособие” читать бесплатно онлайн.

Издание содержит вопросы экзаменационных билетов по авторскому праву. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Е. Г. Милославская

Авторское право

Шпаргалка

1. ОХРАНЯЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

• произведения науки, литературы и искусства;

• программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

• базы данных;

• исполнения;

• фонограммы;

• сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

• изобретения;

• полезные модели;

• промышленные образцы;

• селекционные достижения;

• топологии интегральных микросхем;

• секреты производства (ноу-хау);

• фирменные наименования;

• товарные знаки и знаки обслуживания;

• наименования мест происхождения товаров;

• коммерческие обозначения.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.

К интеллектуальным правам не применяются положения раздела II «Право собственности и другие вещные права» ГК РФ.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ

Конституция РФ (ст. 44) устанавливает, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Часть четвертая ГК РФ является источником права интеллектуальной собственности. Часть четвертая ГК РФ вступила в действие с 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Ответственность за нарушение интеллектуальных прав установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

На территории РФ действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами РФ и ГК РФ.

При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором РФ содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются ГК РФ независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или ГК РФ не предусмотрено иное. Основными международными соглашениями в сфере авторского права являются Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (Бернская конвенция), Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (Женева), Всемирная конвенция об авторском праве.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

исключительное право на произведение – право автора использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

право авторства и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения;

Источник: https://www.libfox.ru/648193-e-miloslavskaya-avtorskoe-pravo-shpargalka-uchebnoe-posobie.html

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

Защита авторских прав шпаргалка

В главе “Защита авторских прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав.

Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав.

Глава “Защита авторских прав” будет полезна авторам, правообладателям, студентам  юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье «Виды авторских прав», так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует.

Несоблюдение запрета является неправомерным.

Таким образом, нарушение авторских прав – это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

2. Ответственность за нарушение авторских прав

Юридическая ответственность в авторском праве – объемная и сложная тема, поэтому она раскрывается в отдельной статье.

3. Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

  • Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
  • Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
  • Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
  • Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.
  • Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.
  • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу Вам отдельно.

4. Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков.

Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно.

Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

  • от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;
  • двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.

5. Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным.

Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав.

Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Ответ зависит от того, какое из авторских прав нарушено. Если нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель.

Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата. Если нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор.

После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты – защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке.

Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ.

Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны.

В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Полезные ссылки по теме «Защита авторских прав»:

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. Краткая статья о судебной защите авторских прав

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/zashhita-avtorskix-prav/

Авторское право и как его защитить

Защита авторских прав шпаргалка

Доброго всем дня и хорошего настроения. Сегодня снова статья по заказам читателей. Принимая во внимание тему, хочу предупредить, что в текст могут случайно закрасться канцеляризмы, поэтому не спешите бить автора. В этой сфере деловой стиль вполне уместен. Но я всё же постараюсь его избежать.

Что такое авторское право

Для всех, кто занимается творчеством, актуален вопрос авторских прав, особенно это касается авторов текстов в современную эпоху, когда все их творчество существует в электронном виде и нередко свободно гуляет по сети.

С юридической точки зрения, авторское право связано с особыми отношениями, которые касаются владения и использования объектов интеллектуальной собственности. Если проще, то это право автора на продукты своего творчества.

К объектам интеллектуальной деятельности относятся произведения искусства, литературы, результаты научных исследований, изобретения, компьютерные программы и т. д. Любое их использование, даже некоммерческое допустимо только с согласия автора. Я в этой статье коснусь результатов литературной деятельности, то есть книг, текстов в интернете, рассказов и т. д.

Виды авторского права

Авторское право бывает двух видов: неимущественное и имущественное.

Неимущественное или моральное

Право автора возникает, когда появляются первые строчки текста, с этого момента человек считается автором и правообладателем. Неимущественное право не отчуждается, то есть его нельзя продать, потерять, подарить, передать другому лицу или как-то ещё утратить. Оно сохраняется за человеком вечно. Правда, нередко бывает, что авторство нужно доказать, но об этом я расскажу чуть позже.

Художник-иллюстратор Торбен Кульман.

Имущественное

Этот вид авторского права отчуждаем, то есть автор может его передать другому лицу безвозмездно или за вознаграждение. Имущественное право может быть передано бессрочно или на определённый срок, по сути, сдано в аренду. Кстати, срок передачи авторского права указывается в договоре с издательством.

Имущественное авторское право – это право на использование текста, в том числе коммерческое, — копирование, распространение, тиражирование, переведение в аудиоформат или съёмки по нему фильма и т. д.

Издательство, получившее от автора имущественные права, становится правообладателем.

И в течение указанного срока автор уже не может ни тиражировать своё произведение, ни издавать его в другом месте, ни копировать, а при цитировании обязан указать не только свою фамилию, но и издательство, в котором вышла книга.

Имущественные права на произведение сохраняются не только в течение всей жизни, но и на протяжении 70 лет после смерти автора. А затем объект интеллектуальной деятельности становится общественным достоянием.

Как защитить авторские права

Нарушение авторских прав не редкость. В первую очередь потому, что по закону права на книги и тексты в целом не требуют официальной регистрации. Написал – значит, твоё. Посторонний человек или организация, используя чужие тексты, должны не только ссылаться на автора, но и поставить рядом с его именем знак охраны авторского права – копирайт. Вот такой ©.

Кстати, «копирайт» часто путают с «копирайтингом». В русском варианте эти два термина звучат очень похоже, но по-английски пишутся по-разному и происходят от разных слов. Copy (копировать) и right (право). А копирайтинг – copywriting – написание текстов.

Из открытых источников. https://pixabay.com/ru/

Виды нарушений

Так как условно бесхозных текстов в сети много, то и желающих воспользоваться халявой находится немало. Наиболее распространены два вида правонарушений.

Нарушение неимущественных прав, когда при полном или частичном (цитирование) использовании текста не указывается имя автора или указывается чужое. Это плагиат или воровство интеллектуальной собственности.

Нарушение имущественных прав, то есть использование текста под именем автора, но без его соглашения и соответствующего вознаграждения. Это контрафакция или пиратство.

И то и другое считается административным правонарушением.

ВАЖНО! Авторские права не распространяются на идеи или концепцию книги. Поэтому если вы в сети поделились своими находками или сюжетом, а их потом кто-то использовал, то никаких претензий к этим шустрым личностям вы предъявить не можете. Так же как и к автору фанфика, который использовал в своём произведении вами лично разработанный мир или сюжет.

Методы защиты

Как я уже писала, официальная регистрация авторского права на тексты не требуется. Это не только в нашей стране, но и, вообще, в мире. Единственный объект интеллектуальной собственности, который подлежит регистрации, это научные открытия и изобретения.

А раз так, то свои авторские права нужно как-то зафиксировать. Существует несколько способов. Начну с самых сложных и надёжных.

  • Есть предприимчивые организации, которые за соответствующую (немалую) плату зарегистрируют ваши права на что угодно, присвоят книге IBSN (номер книги по международному стандарту) и нарисуют красочный сертификат. Например, КОПИРУС.
  • Распечатанную рукопись можно оставить на хранение в какой-то юридической фирме, то есть оформить депонент. Правда, далеко не все фирмы с этим связываются. Но есть специальные организации, которые предлагают такие услуги. Они недешёвые.
  • Распечатанную рукопись с датой и собственной подписью можно заверить у нотариуса. Это тоже будет доказательством ваших авторских прав, так как дата распечатки уж точно будет самой ранней, по сравнению с датой плагиата. Приоритет появления экземпляра с вашим именем играет главную роль.
  • Раз главное в обосновании своих авторских прав – это приоритет даты обнародования, то можно выложить текст или его фрагмент на один из литературных порталов. Дата выкладки будет достаточным аргументом для доказательства своих авторских прав.
  • Если в сеть выкладывать не хочется, то проще всего послать файл с текстом себе по электронной почте. Причём это достаточно надёжный способ, особенно если воспользоваться браузером Google. Авторитетные люди уверяют, что дату на его сервере подделать практически невозможно.

Как видите, последний способ самый простой, и в случае судебного разбирательства он вполне способен подтвердить ваши авторские права.

“Котята” голландского художника Корнелиса Рапхорста (XIX век). Просто для эмоциональной разгрузки.

Несколько слов о правах копирайтеров и вебрайтеров

Это люди, которые пишут тексты на заказ для разных сайтов. Распространяется ли их авторское право на эти тексты? Формально, конечно, распространяется, раз они их написали. Но по факту всё сложнее.

Допустим, человек написал текст, передал его заказчику, а заказчик разместил его на сайте под своим именем или вообще без имени. Может копирайтер заявить о правах на этот текст? Нет, увы. Точнее, заявить-то он может, но доказать своё авторство – нет.

Если только автор заранее не договорился о размещении текста на его авторской странице или под его именем. Причем договоренность лучше оформить письменно.

Я знаю, многие вебрайтеры сохраняют тексты в гугл документах. Это, конечно, можно считать доказательством их авторства. Но есть ли в этом смысл, если они согласились с условиями заказчика?

Такая же проблема может возникнуть у «литературных негров», которые тоже добровольно согласились, чтобы их произведения печатались под чужим именем. Добровольно. А значит, претензии их необоснованны, в первую очередь, с моральной точки зрения. Но это мутная тема. Я не хочу с ней связываться.

На этом всё. До скорых встреч. Творите и получайте от этого удовольствие. И можете почитать еще одну статью, посвященную вопросам авторского права.

“Авторские права на идею. Это реально?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/avtorskoe-pravo-i-kak-ego-zascitit-5e9dcb7db898e46222a4d98b

Защита авторских и смежных прав

Защита авторских прав шпаргалка

Некоторые объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану в силу факта их создания. Не требуется их регистрация или получение каких-либо документов, дающих права на их защиту. Они охраняются правом с момента их создания (облечения в объективную форму). К таким объектам относятся объекты авторского права и смежных прав.

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает также вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Для правовой охраны других объектов интеллектуальной собственности необходимо получение охранного документа (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений – патента; для топологических интегральных микросхем, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований места происхождения товара – свидетельства; для фирменных наименований юридического лица – регистрация юридического лица, в учредительных документах которого указано его фирменное наименование).

Право на защиту – предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Субъектами права на защиту являются авторы, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. Защиту авторского и смежных прав, в том числе в суде, может осуществлять организация, осуществляющая управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Согласно ст. 201 Уголовного кодекса преступлениями являются:

1. присвоение авторства или принуждение к соавторству (наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет);

2. незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Данные действия, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекших причинение ущерба наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Административно-правовой способ защиты авторс­кого права и смежных прав состоит в рассмотрении жалоб авторов или других заинтересованных лиц, а также протес­тов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов, – министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Согласно ст.

167 КоАП, изготовление или распростра­нение экземпляров произведения либо фонограммы (кон­трафактных экземпляров), что приводит к нарушению авторского права и смежных прав, – влечет наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров произведения либо фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации.

Преобладающим является гражданско-правовой спо­соб защиты.

Поскольку авторское право и смежные права являются частью гражданского права, для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав, нормы, возникающие из причинения морального вреда, об ответственности, нормы общих поло­жений о возмещении вреда.

Защита личных неимущественных прав автора осуще­ствляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов авто­ра. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

В ст. 39 Закона от 11 августа 1998 г. дается определе­ние контрафактного экземпляра произведения или объекта смежных прав. Таковыми являются:

экземпляры произведения, записанного исполне­ния, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав;

• экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь;

• любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами, или которые изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав.

Правообладатели вправе требовать:

1) признания авторского или смежных прав. Споры о праве на произведение возникают главным образом тогда, когда на авторство в отношении одного произведение претендуют несколько лиц;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав. Оно может состоять во внесении соответствующих исправлений произведение, его заглавие или титульный лист. Если исправить нарушение таким образом невозможно, автор может требовать опубликования в печати о допущенных нарушениях;

3) пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушению. К таким действиям может быть отнесен запрет рекламы или презентации произведения, требование прекратить дальнейший выпуск экземпляров произведения в обращение и т.д.

4)возмещения убытков, включая упущенную выгоду.

Под убытками в этом случае понимают как понесенные правообладателем расходы (например, затраты на устранение искажений в произведении), так и не полученные им по вине нарушителя доходы (упущенная выгода); размер убытков определяется с учетом качества произведения, спроса на него и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вслед­ствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат, определяемой судом, вме­сто возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

7) принятия иных мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Меры, указанные в пунктах 4-6, применяются по выбору правообладателя.

Контрафактные экземпляры произведений, записан­ных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирно­го или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права и смежных прав.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, способствующих обходу технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав и незаконно используемых для изготовления и воспроизве­дения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства.

Контрафактные экземпляры произведения, записанно­го исполнения, фонограммы, передачи организации эфир­ного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организа­ции эфирного или кабельного вещания подлежат уничто­жению или переработке с обращением в доход государства.

Источник: https://studopedia.ru/4_112991_zashchita-avtorskih-i-smezhnih-prav.html

Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав: общие положения | Студент-Сервис

Защита авторских прав шпаргалка

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права. Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности).

При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст.

1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г.

N 15 “О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах”, при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

– принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран – участниц Конвенции, в любой другой стране- участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

– принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

– принцип предоставления охраны во всех странах – участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством.

Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

– авторам, которые являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

– авторам, которые не являются гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран – участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

– на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран – участниц Бернской конвенции;

– на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране – участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране – участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

– для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

– для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

– для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст.

1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

Иными словами, технические средства защиты (англ.

“DRM” – digital rights management) – это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий.

Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

– осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

– изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст.

12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре;
возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав. Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или имущественные.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/grazhdansko-pravovaya-zashhita-avtorskih-i-smezhnyh-prav-obshhie-polozheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.