Выездные проверки

Содержание

Выездная налоговая проверка в 2021: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Выездные проверки

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.

  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка – налогобзор.инфо

Выездные проверки

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г.

№ ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения.

Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок.

Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы.

Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.

2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п.

 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г.

№ 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки.

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч.

 проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает.

Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ).

Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее.

Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе.

Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки.

Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakikh_sluchajakh_provoditsja_vyezdnaja_nalogovaja_proverka/14-1-0-300

Выездная налоговая проверка: какие могут быть последствия и как обезопасить свой бизнес

Выездные проверки

У любой налоговой проверки две основные цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты. И, в случае с неуплатой, доначислить эту разницу. Налоговым органом проводится два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию.

По сути, это сверка отраженных в декларации налогоплательщика данных, с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются – здесь у налоговиков больше ресурсов.

В чем особенности выездной проверки, что проверяют и на что рассчитывать по итогам читайте в статье.

Процедура выездной налоговой проверки

Упрощенно проведение выездной проверки выглядит так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, предъявляют результаты его владельцу.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение принимает и подписывает руководитель (либо заместитель руководителя) территориального налогового органа. Оно содержит полное или сокращенное название проверяемого налогоплательщика, детали самой проверки (что проверяют и сроки), а также ФИО проверяющих сотрудников ФНС. Налоговые инспекторы обязаны предъявить подписанное решение предпринимателю в начале процедуры.

Когда руководитель под роспись ознакомится с решением, будет определено фактическое время ее проведения. Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности.

Но если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места: фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца или проверяется ИП без офиса, то налоговую проверку проводят в отдельно снятом предпринимателем офисе по соседству либо в налоговой инспекции.

Налогоплательщику потребуется обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы ФНС, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик – крупная фирма, то в проверке участвует большее число налоговых специалистов.

Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то при выездной проверке налоговики прибегают к различным процедурам:

– инвентаризация – проверка данных в документах налогоплательщика;

– осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;

– запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;

– выемка документов, чтобы подтвердить нарушения налогового законодательства;

– экспертиза – применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

Что проверяют при выездной проверке

Выездная налоговая проверка не означает, что будут проверять полностью. Конечно, не исключен и такой вариант, но обычно к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки. От него зависит, что будут проверять:

– в ходе сплошной налоговой проверки запрашиваются и проверяются все документы организации за отчетный период;

– при выборочной – проверяется часть документации по некоторым отчетным периодам;

– при комплексной – проверяется деятельность организации по всем налогам;

– при тематической – по отдельным видам налогов;

– контрольные – вышестоящий налоговый орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;

– встречные – запрос информации налоговой о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента.

Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные из них:

– КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);

– книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);

– банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);

– кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);

– авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;

– кадровые и зарплатные документы;

– оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры;

– прочие документы, зависящие от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.

Срок выездной налоговой проверки

На проверку у сотрудников налоговой 2 месяца. Отсчет начинается с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев.

Это может потребоваться в ряде случаев: когда необходима дополнительная проверка (если это выяснилось в ходе проверки); если налогоплательщиком не представлены необходимые документы; форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.).

Кроме того, проверку могут временно приостановить для проведения экспертиз, получения информации от иностранных госорганов или перевода на русский язык иностранных документов. Максимально этот период может составить до 6 месяцев.

Окончание проверки и действия предпринимателя

По окончании проведения выездной налоговой проверки инспекторами готовится акт ее проведения. На составление этого документа отводится не более 2 месяцев. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах.

Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки. Изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д. Ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендаций по их устранению и сроками.

В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги и возможные пени и штрафы.

Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

– порядком постановки на налоговый учет;

– опозданием предоставления сведений о расчетном счете;

– уклонением от подачи налоговой декларации;

– неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;

– частичной или полной неуплатой налогов и сборов;

– неуплатой налогов;

– уклонение от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);

– нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт (с отметкой об отказе) направят по почте (заказным письмом) по месту нахождения налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик его точно получит.

Готовим возражения на акты налоговых проверок

Акт проведения выездной налоговой проверки получен, но некоторые выводы налоговиков вызывают несогласие. Если так, то у руководителя компании есть месяц на подачу возражений в письменном виде в инспекцию. Использовать эту возможность обязательно нужно, когда на руках есть реальные аргументы и доказательства – это позволит сэкономить.

Как узнать о готовящейся проверке и оценить налоговые риски

Выездную налоговую проверку, если ее назначили, не избежать. Как правило, заканчивается она серьезными суммами доначислений, но вот заранее узнать о ней не получится. Поэтому стоит заранее заняться профилактикой.

Для этого можно провести внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки.

Этот метод позволит более точно определить возможный сценарий реальной налоговой проверки, понять руководителю все риски организации и подготовить сотрудников к общению с налоговыми специалистами.

И, если не избежать выездных налоговых проверок, то быть подготовленными к ним.

В качестве альтернативы можно регулярно проводить внутренний налоговый и бухгалтерский аудиты. Собственные сотрудники будут проверять всю документацию на предмет ошибок и самостоятельно устранять их.

Основания для проверки

В завершении статьи, приведем список критериев, которым руководствуется налоговая при выборе объектов проверки. Они отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Список в определенной мере позволит руководителям компаний самостоятельно оценивать риски попасть под проверку налоговой.

Итак, под выездную налоговую проверку попадут предприниматели, если:

– налоговая нагрузка налогоплательщика и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;

– налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;

– неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

– если расходы составляют более 83% доходов;

– рост расходов организаций на ОСНО опережает рост доходов от реализации продукции;

– вычет по НДС выше 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;

– налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;

– наличие экономически необоснованных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;

– частое изменение юридического адреса;

– рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности;

– ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (партнерство с недобросовестными контрагентами).

Больше материалов о бухгалтерском и налоговом учете вы можете посмотреть в блоге Фингуру: https://fingu.ru/blog/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b640a631813f400a9365d1a/vyezdnaia-nalogovaia-proverka-kakie-mogut-byt-posledstviia-i-kak-obezopasit-svoi-biznes-5b7195155e6f9100a9900d96

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.