Возбуждение надзорного производства в уголовном процессе

Возбуждение надзорного производства. Опротестование и приостановление судебных решений

Возбуждение надзорного производства в уголовном процессе

Уголовный процесс России (Громов Н.А.) » Возбуждение надзорного производства. Опротестование и приостановление судебных решений

Надзорное производство, как стадия уголовного процесса, включает в себя следующие этапы (части), составляющие его систему:

1) возбуждение производства в порядке надзора; 2) опротестование решений; 3) рассмотрение дела в надзорной инстанции; 4) вынесение судебного решения.

Поводами к возбуждению надзорного производства служат: жалобы, заявления осужденных, оправданных, их защитников, других лиц; ходатайства предприятий, учреждений, организаций, сообщения средств массовой информации; предложения судебных работников, обнаруживших судебные ошибки при проверке деятельности судов; решения должностных лиц, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора; представление прокурора района (города); особое мнение судьи.

Сам по себе прием жалобы или заявления (ходатайства) еще не создает обязанности должностных лиц органов прокуратуры и суда истребовать дело для проверки.

Если из текста жалобы или заявления компетентное должностное лицо не усмотрит нарушения закона, неправильности приговора или ущемления прав гражданина, то оно не только не возбуждает надзорного производства, но и не истребует дело для проверки в порядке надзора.

В случае очевидной несостоятельности доводов жалобы она оставляется без последствий, о чем сообщается заявителю. В постановлении пленума Верховного Суда СССР “О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам” от 5 апреля 1985 г.

указывается, что признать правильной практику составления в таких случаях заключений с изложением конкретных доказательств и выводов, опровергающих доводы жалобы и подтверждающих законность и обоснованность приговора или иного судебного решения.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 “О повышении качества и эффективности и участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы” от 18 августа 1994 г.

предлагает подчиненным прокурорам установить такой порядок, чтобы каждая надзорная жалоба, поступившая в прокуратуру, была рассмотрена самым тщательным образом и разрешена правильно — пол закону.

Предписывается разрешать жалобы на основе глубокого изучения материалов уголовного дела с учетом доводов, содержащихся в жалобах.

По каждой жалобе должны быть приняты меры к устранению нарушений закона, а при отсутствии оснований к пересмотру приговоров необходимо составлять заключения, а заявителю давать развернутый ответ. Решения об отказе в принесении протестов в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах предлагается принимать руководителям этих прокуратур.

Жалоба — юридический документ. Если в ней приводятся убедительные доводы неправильного рассмотрения уголовного дела, оно должно быть истребовано и проверено.

Правом истребовать дело наделены определенные должностные лица суда и прокуратуры, которые в соответствии с законом вправе внести протест в порядке надзора.

Кроме того, возможность истребования из народного суда уголовного дела для проверки предоставляется прокурору района (города).

Проверить уголовное дело в порядке надзора — это значит выяснить, есть ли в материалах истребованного дела основания к принесению протеста.

Если оснований для принесения протеста в порядке надзора не будет обнаружено, об этом сообщается лицу, учреждению или организации, когда дело для проверки истребовалось по их ходатайству. Дело же возвращается в суд, и надзорное производство прекращается.

В тех случаях, когда будет установлено, что уголовное дело судом рассмотрено неправильно, на приговор, определение или постановление суда приносится протест и об этом сообщается заинтересованным лицам.

В случае проверки дела прокурором района (города), им вносится вышестоящему прокурору представление о необходимости принесения протеста в порядке надзора (ст. 371, 375 и 376 УПК).

Специальных оснований для принесения протеста в порядке надзора законодатель не устанавливает. Такими основаниями являются незаконность или необоснованность судебного акта, не устраненные в кассационном порядке, то ли потому, что кассационный суд (или нижестоящая надзорная инстанция) неверно рассмотрел дело.

Принести протест в порядке надзора вправе: председатель и заместители председателя Верховного Суда РФ, председатель Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, председатель Верховного Суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного суда, суда автономной области и автономного округа, а также Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа.

Другим должностным лицам органов суда и прокуратуры, кроме указанных в ст. 371 УПК, права на принесение протестов в порядке надзора законом не предоставлено.

Протест в порядке надзора — это представление компетентного должностного лица органов суда и прокуратуры в соответствующую судебную инстанцию об отмене либо изменении приговора, определения или постановления суда, вступившего в законную силу.

Закон не устанавливает формы протеста и его составных частей. На практике в протесте, в частности, указывается: судебная инстанция, в которую вносится протест; наименование опротестовываемого судебного решения, название суда, его постановившего, и время постановления; основные данные о личности, в отношении которой приносится протест; закон, по которому осуждено (оправдано) лицо;

вид и размер меры наказания; краткое содержание опротестованного судебного решения; сущность нарушений или ошибок, имевших место при постановлении приговора (определения, постановления). В протесте также излагаются мотивы опротестования и содержание предложений о принятии нового судебного решения.

Протест, принесенный уполномоченным на то лицом в соответствующую судебную инстанцию, подлежит обязательному рассмотрению. Отозвать протест может лишь лицо, принесшее его. Протест, принесенный прокурором, может быть снят также вышестоящим прокурором.

Правомочие на подписание и снятие протеста определяется должностью. Должностное лицо может отозвать протест, принесенный иным лицом, исполняющим его обязанности, но не наоборот.

Лицо не вправе отозвать протест, если на момент его рассмотрения оно уже не занимает должности, от имени которой протест принесен.

Протесты отзываются или снимаются до начала судебного разбирательства путем направления соответствующему суду письменного распоряжения. Это распоряжение вместе с протестом хранится в деле. Рассматривать снятый или отозванный протест нельзя.

Принесение протестов в порядке надзора сроками не ограничено. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 373 УПК.

Приговор, определение, постановление суда, вступившее в законную силу, по общему правилу, подлежат немедленному исполнению (ст. 356, 357 УПК).

Председатель Верховного суда республики в составе РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа правом на приостановление исполнения судебных решений не обладает.

С представлением о приостановлении исполнения судебного решения они вправе обратиться соответственно к Председателю Верховного Суда РФ или Генеральному прокурору РФ либо к их заместителям, которые вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованного судебного решения.

В случаях, указанных в законе, приостановление исполнения приговора суда возможно одновременно с истребованием дела до опротестования на срок не свыше трех месяцев (ст. 372 УПК).

Приостановление исполнения приговора, определения, постановления осуществляется письменным распоряжением должностного лица, истребовавшего дело или принесшего протест.

Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 34 ФЗ “О прокуратуре РФ”).

Нельзя приостанавливать уже исполненное судебное решение. Приостановлено может быть как исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению.

Время, на которое было приостановлено исполнение судебного решения, в срок отбывания меры наказания не засчитывается.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен (ст. 373 УПК).

Источник: https://konspekt.biz/index.php?text=49215

Возбуждение надзорного производства

Возбуждение надзорного производства в уголовном процессе

Пересмотр дела в порядке судебного надзора производится по протестам уполномоченных на то должностных лиц суда и прокуратуры. Поводами к принесению надзорного протеста являются:

– письменные жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда.

Данные жалобы должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их поступления, а в случае истребования уголовного дела в связи с их подачей – не позднее одного месяца со дня поступления дела.

Председателю Верховного Суда, Генеральному прокурору и их заместителям надзорная жалоба может быть подана в случае оставления ее без удовлетворения председателями областных, Минского городского, Белорусского военного судов, прокурорами областей, города Минска и приравненными к ним прокурорами;

– истребование лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции любого уголовного дела для проверки и разрешении вопроса о принесении протеста;

– получение вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора. Право истребования уголовных дел из районных (городских), межгарнизонных военных судов принадлежит также районным (городским) и приравненным к ним прокурорам, которые в необходимых случаях вносят вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора;

– поступление в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора.

С момента возникновения указанных поводов возбуждается надзорное производство.

Основанием принесения надзорного протеста является наличие данных о незаконности или необоснованности судебных решений по истребованному делу.

Согласно ст. 410 УПК, усмотрев, что приговор, определение или постановление суда по истребованному уголовному делу являются незаконными или необоснованными, лица, указанные в ст. 404 УПК, приносят протест и направляют дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию.

В случае, если лицо, истребовавшее дело, не обнаружило в нем основания для принесения протеста, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. Протест в этом случае не приносится, о чем сообщается лицам, по жалобам которых дело было истребовано для проверки.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь – на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь – на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

3) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции – на приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке;

4) председатель Белорусского военного суда, прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор в пределах своей компетенции – на приговоры, определения, постановления межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Отзыв протеста допускается до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению.

Генеральный прокурор, Председатель Верховного Суда в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, кроме постановления Пленума Верховного Суда.

Заместители Генерального прокурора, заместители Председателя Верховного Суда в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда и Пленума Верховного Суда.

Председатели областного, Минского городского, Белорусского военного судов, прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, Белорусский военный прокурор в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в порядке надзора исполнение опротестованных приговора, определения, постановления районного (городского) суда, межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда.

При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, названные в настоящей статье лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостанавливать исполнение приговора, определения, постановления суда до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.

Источник: https://studopedia.ru/8_154938_vozbuzhdenie-nadzornogo-proizvodstva.html

Понятие надзорного производства

Возбуждение надзорного производства в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.

Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

  • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
  • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
  • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

Сущность и значение надзорного производства

Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Пересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

  1. Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  2. В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  3. Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.

Порядок производства

Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  1. Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  2. Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  3. После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  4. Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого ания, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.

Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством . При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

Правовые полномочия надзорного органа

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2021 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nadzornoe-proizvodstvo-v-ugolovnom-processe/

Производство в надзорной инстанции

Возбуждение надзорного производства в уголовном процессе

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа.

На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства.

В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.

Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

https://www.youtube.com/watch?v=qvVfSsG_8oE

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством судей.

При равенстве судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь.

Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст.

405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/23.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.