Операции с муниципальной недвижимостью

Операции с муниципальным имуществом

Операции с муниципальной недвижимостью

ВВЕДЕНИЕ

 
         По настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

        Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст.130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

        Главной целью работы является исследование муниципального имущества, его состава и характеристики.

       Задачи работы:

– рассмотреть понятие и состав муниципального имущества;

– рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальным имуществом.

       Предметом работы являются управленческие отношения по поводу муниципальной собственности.

       Объект исследования – система управления муниципальной собственностью.

  1. Понятие муниципального имущества

        В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

        Муниципальная собственность выступает своеобразным экономическим базисом для нормального функционирования системы местного самоуправления в субъектах РФ. Управление ею должно осуществляться исключительно в рамках законодательства России.

         Муниципальная собственность – одна из разновидностей собственности в России, которая охраняется законами наравне с государственной или частной.

Законодательство РФ предполагает наличие у муниципальных образований собственности, посредством эксплуатации которой местное самоуправление получает стабильные денежные вливания в казну субъекта.

Правда, виды собственности, которые могут находиться во владении органа местного самоуправления, строго ограничены Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В качестве единственного законного владельца и распорядителя такого имущества может выступать только орган местного самоуправления.

        Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

        В собственности муниципальных образований может находиться: – имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения; – имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами; 

– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

       Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

       1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

– имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; 
-имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

 – имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

      2.  По форме использования:

– Имущество, используемое в качестве залога;

– Имущество, входящее в муниципальную казну;

– Имущество, сдаваемое в аренду;

– Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение;

– Имущество, передаваемое в оперативное управление;

– Имущество, передаваемое в доверительное управление;

– Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование;

– Приватизированное имущество;

– Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета;

– Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения;

– Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

         В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления: 
– администрация муниципального образования;

– представительный орган МО;

– глава МО;

– отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

         В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко – культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным – законом. 

          В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

         Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.          В статье 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований. 

  1. Операции с муниципальным имуществом

         Согласно ст.

51 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.2          Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. 

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

         Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования.

2.1    Сдача муниципального имущества в аренду

         Сдача муниципального имущества в аренду – это одна из наиболее преобладающих форм использования муниципального имущества, обеспечивающая значительную часть поступлений муниципального бюджета.  
         На практике различают 4 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества:

  1. Аукцион
  2. Коммерческий конкурс
  3. Краткосрочная аренда
  4. Передача имущества целевым назначениям

         Каждая из этих форм имеет свои особенности, как в части объекта аренды, так и в части порядка передачи имущества. Передача в аренду на аукционной и конкурсной основе применяется только к тому муниципальному имуществу, которое не занято и не используется. Краткосрочная аренда и целевое назначение применяется к объектам, которые, как правило, уже имели арендатора.

         Аукцион представляет собой такой способ выявления арендатора, когда на публичных торгах право на заключение договора аренды получает соискатель, получивший наивысшую цену за это право.

  
          Коммерческий конкурс – такой способ определения арендатора, когда администрация МО заранее определяет условия аренды, и договор аренды заключается с тем претендентом, предложения которого в наибольшей степени отвечают этим условиям. 

         В случае передачи в краткосрочную аренду (на срок до 2 лет), основанием служит тот же приказ. В качестве арендатора выступает юридическое/физическое лицо, которое уже арендовало указанное имущество, и к которому нет претензий в части соблюдения действующего договора аренды.

Решение о передачи в аренду целевым назначениям принимается главой МО только по согласованию с представительным органом.

Для оформления приказа соискатель обязан предоставить документы, подтверждающие его хозяйственный статус (учредительный документ, свидетельство государственной регистрации, свидетельство постановки на налоговый учет).

2.2.    Залог муниципального имущества

         Традиционно под залогом принято понимать такую форму обеспечения обязательств должника перед кредиторами, при которой последние приобретают право получить удовлетворение обязательств за счет заложенного имущества. 

         В практике муниципального управления передача муниципального имущества в залог предусматривает формирование и использование по мере необходимости специального муниципального залогового фонда. Под таким фондом принято понимать оцененную совокупность объектов муниципальной собственности, предназначенных для покрытия инвестиционных рисков.

Основным назначением муниципального залогового фонда является гарантия возврата кредитов, привлекаемых администрацией МО, а также обеспечение муниципальных инвестиционных программ. 
Как правило, в залоговый фонд включатся значительные объекты. В частности: объекты недвижимости со стоимостью свыше 1 млн руб.

(за исключением объектов социальной направленности); пакеты акций в уставных капиталах хозяйственных обществ.

2.3.     Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование

          Такая форма использования муниципального имущества применяется к государственным и муниципальным организациям и учреждениям, а также общественным организациям. Речь идет о передаче в пользование таким организациям объектов нежилого фонда.

  
          Заявления организаций рассматриваются комиссией по муниципальной собственности. В состав данной комиссии входят представители профильных подразделений администрации МО и представительного органа.

По результатам рассмотрения поступившего заявления заключается договор передачи имущества в безвозмездное пользование. Решение о передаче имущества, если речь идет о площадях, свыше 40 м2 для общественных организаций, принимается по согласованию с представительным органом.

От имени администрации МО такой договор заключает департамент муниципальной собственности, который и контролирует ход выполнения этого договора.

2.4 Передача муниципального имущества в доверительное управление

        Доверительное управление – такая форма использования муниципального имущества, при которой одна сторона передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления управления им в интересах передающей стороны. 

        Объектами доверительного управления могут быть предприятия, любые другие имущественные комплексы, отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права.

В доверительное управление не могут быть переданы объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В качестве доверительного управляющего выступает индивидуальный предприниматель или любая коммерческая организация, не являющаяся унитарным предприятием.

  
          Между сторонами заключается договор доверительного управления. В нем находят свое отражение наименование, реквизиты сторон, состав имущества, размер и форма вознаграждения доверительному управляющему и срок действия.

Срок действия не может превышать 5 лет и считается автоматически продленным, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора. 

2.5 Приватизация муниципального имущества

          Приватизация – смена формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки.            Объекты приватизации: здания, сооружения, нежилые помещения, незавершенные строительством объекты, МУП, иные объекты.

 

Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой.

Готовится такая программа департаментом муниципальной собственности, рассматривается и утверждается представительным органом.

         Предложения в проект программы приватизации наряду с департаментом муниципальной собственности вносят и отраслевые департаменты.

3. Эффективность управления недвижимым имуществом муниципальных учреждений

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу (недвижимость) относятся объекты и все, что прочно связано с землей.

Объект недвижимости включает три неразрывно связанных понятия: субъект права (граждане, юридические лица, государственные органы), объект права (земельные участки, здания, квартиры и проч.) и вид права (собственность, хозяйственное ведение, аренда и т.д.)

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81_%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC/432530_3265963_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Какие права дает муниципальное жилье?

Операции с муниципальной недвижимостью
iriana88w/Depositphotos

Понятие муниципального жилья определено в 19-й статье Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ему, все жилые помещения страны делятся на три группы: к первой относят частный жилищный фонд, при этом в эту категорию входят помещения, которые принадлежат как частным, так и юридическим лицам.

Ко второй группе относят квартиры и комнаты, находящиеся в собственности Российской Федерации или ее субъектов. Наконец, есть помещения, которые принадлежат муниципальным образованиям.

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Как выкупить комнату у муниципалитета?

В квартирах, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, россияне могут жить по договору социального найма.

Наем длиною в жизнь

Согласно статье 60 Жилищного кодекса, договор соцнайма заключается на неопределенный срок. По закону наниматель может сдавать квартиру в поднаем, прописывать членов своей семьи. Кроме того, наниматель имеет право обменять жилое помещение.

Проживание в муниципальной квартире накладывает и определенные обязательства: жилец обязан бережно относиться к имуществу, проводить текущий ремонт, и, конечно, своевременно оплачивать проживание в квартире и коммунальные услуги.

Наймодатель (иначе говоря – орган местного самоуправления) обязан проводить как текущий, так и капитальный ремонт, а также предоставлять коммунальные услуги.

Однако нередко происходят ситуации, при которых жильцы добиваются от местной администрации капитального ремонта только через суд – как женщина, проживающая в муниципальной квартире в удмуртском поселке Яр.

Межведомственная комиссия определила, что дом нуждался в капитальном ремонте, однако чиновники выделять деньги не спешили. Тогда женщина провела ремонт своими силами, а после собрала все чеки и обратилась в суд.

Исковые требования полностью удовлетворили, с местной администрации взыскали более 60 тысяч рублей на ремонт.

Могу ли я приватизировать муниципальное жилье 1947 года?

Можно ли обменять неприватизированную квартиру?

Обменять можно, но непросто

Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета. 

Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.

Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу.

И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.

Кроме того, необходимы:

  • кадастровый паспорт,
  • справка о составе семьи,
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам,
  • свидетельство о браке и
  • свидетельства о рождении детей.

В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.

Закон дает право и на принудительную сделку. Это удобно, например, для выселения пьющего родственника. Однако принудительный обмен муниципальной жилплощади возможен только по решению суда. 

Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Можно ли приватизировать комнату в общежитии?

Приватизировать скоро будет нечего

Каждый наниматель муниципальной квартиры имеет возможность оформить ее в собственность.

Это расширяет спектр возможных сделок с квадратными метрами, ведь неприватизированную квартиру нельзя сдавать в аренду или продавать. Кроме того, муниципальная квартира не передается по наследству.

После смерти нанимателя при соблюдении ряда бюрократических процедур близкие родственники имеют возможность оформить на себя только договор найма. 

По действующему законодательству, нельзя приватизировать аварийные или расположенные в общежитиях квартиры, а также жилую площадь в служебных зданиях или в закрытых военных городках. Об этом говорится в федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Каждый гражданин страны имеет право только на одну процедуру приватизации. При этом несовершеннолетние, участвующие в приватизации, сохраняют право на бесплатный перевод в собственность муниципального жилья и после 18 лет. 

В последнее годы темпы приватизации жилья снизились. Во многом это произошло из-за того, что на фоне слухов об отмене бесплатной приватизации многие люди поспешили оформить жилье в собственность. Так, по данным московского департамента городского имущества, в домах столицы осталось всего 9% неприватизированных квартир. 

Кроме того, количество нового муниципального жилья не успевает за ростом числа нуждающихся в нем.

В этой сфере необходима серьезная государственная поддержка строительства – об этом в начале июня заявил председатель постоянной комиссии по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, у многих граждан нет возможности оформить ипотеку, а потому необходимо увеличивать фонд муниципального жилья, в том числе с помощью привлечения частных инвесторов.

Не пропустите:

Как приватизировать жилье, если бывший муж живет не в России?

Смогу ли я жить в квартире после смерти бывшей жены?

Можно ли сдавать неприватизированную квартиру?

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kakie_prava_daet_munitsipalnoe_zhile/100262

Дипломная работа: Исследование сделок с муниципальным недвижимым имуществом

Операции с муниципальной недвижимостью

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и виды муниципального недвижимого имущества

1.1 Понятие муниципального недвижимого имущества

1.2 Виды муниципального недвижимого имущества

Глава 2. Понятие, виды и субъекты сделок с муниципальным недвижимым имуществом

2.1 Понятие и виды сделок с муниципальным недвижимым имуществом

2.2 Субъекты сделок с муниципальным недвижимым имуществом

Глава 3. Отдельные виды сделок с муниципальным недвижимым имуществом

3.1 Договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества

3.2 Договор аренды муниципального недвижимого имущества

3.3 Договор найма муниципального недвижимого имущества

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Сделки с недвижимостью, находящейся в муниципальной собственности, являются одним из источников пополнения местного бюджета, а, следовательно, условием существования и развития муниципальных образований. “Позади остался десятилетний период перехода России к рынку, и сегодня в стране – налицо базовые черты рыночной экономики.

Страна рассталась с монополизмом государственной собственности”,путем выделения из нее муниципальной собственности.

Логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня задачу осуществления дальнейших шагов в сфере земельно-имущественных отношений, а также совершенствования правового регулирования сделок с муниципальной недвижимостью.

Совершая сделки с муниципальной собственностью, муниципальное образование не только получает денежные средства, но и выполняет некоторые задачи, поставленные государством.

Так, например, приватизация муниципального жилья направлена на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Актуальность выбранной темы в настоящее время также объясняется существованием проблем в определении субъекта права муниципальной собственности – обязательного участника сделок с недвижимостью, находящейся в муниципальной собственности. Институт муниципальной собственности до сих пор не работает в полную силу.

С начала были проблемы по разграничению государственной собственности на три уровня. В период господства командно-административной системы недвижимость была объектом лишь государственной собственности.

Решение о выделении из государственной собственности муниципальной было принято еще в начале девяностых годов ХХ века, но и в настоящее время при решении экономического обеспечения деятельности органов муниципального образования (а муниципальная недвижимость является одним из экономических оснований местного самоуправления) “не существует четких критериев для оптимального решения вопросов передачи им собственности”. Получается, что законодательно перечень объектов муниципальной собственности определен, а на практике возникает много трудностей. Следует отметить, что даже Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ “России надо быть сильной и конкурентно-способной” отметил, что “необходимо Федеральным законом урегулировать отношения по формированию состава имущества, относящегося к муниципальной собственности”.

Все чаще в юридической литературе возникает вопрос об определении собственника муниципального имущества. Существует несколько подходов, и предлагаются различные субъекты права муниципальной собственности. Некоторые из теорий приведены в настоящей дипломной работе.

Следует подчеркнуть, что решением проблемы является четкое определение собственника муниципального недвижимого имущества на законодательном уровне необходимо, так как только собственник или им уполномоченный может выступать как одна из сторон сделки с недвижимостью, находящейся в муниципальной собственности.

Предметом исследования являются не все возможные сделки с муниципальным недвижимым имуществом, а наиболее распространенные и совершаемые, как правило, посредством приватизации, проведения аукционов и конкурсов, такие как купля – продажа, аренда и найм муниципальной недвижимости.

Целью дипломной работы является исследование сделок с муниципальным недвижимым имуществом, составляющих предмет работы, для достижения которой необходимо решить следующие задачи: раскрыть основные элементы сделки с муниципальной недвижимостью, выявить существующие проблемы в сфере совершения сделок с муниципальным недвижимым имуществом, а также определить тенденции дальнейшего развития законодательства в сфере регулирования сделок с муниципальной недвижимостью.

Дипломная работа состоит из трех глав, каждая из которых разделена на параграфы. Первая глава работы дает определение понятию муниципального недвижимого имущества, так как оно является предметом исследуемых в дипломе сделок, также рассматриваются виды муниципальной недвижимости.

Вторая глава начинается с раскрытия понятия сделки с муниципальным недвижимым имуществом, так как именно сделки являются предметом исследования, перечислены виды сделок. Будет рассмотрен субъектный состав сделок с муниципальной недвижимостью.

Третья глава посвящена конкретным договорам как видам сделок с муниципальным имуществом, а именно, в главе рассмотрены договора купли – продажи, аренды и найма муниципальной недвижимости, так как они образуют предмет исследуемых в дипломной работе сделок.

Договора рассматриваются через определение их содержания и элементов (таких как, стороны, предмет, форма и т.д.).

При исследовании предмета дипломной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие сделки с муниципальной недвижимостью, в частности Гражданский кодекс РФ, основной упор делался на Федеральные законы, Постановления правительства и местное законодательство (Пермского края).

При раскрытии темы дипломной работы, наряду с нормативно-правовыми актами, были использованы научные работы и статьи правоведов, таких как А.А. Сергеева, Ю.К. Толстова, О.Н. Садикова, В.И. Ресина и других.

Глава 1. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Предметом (объектом) исследуемых в дипломной работе сделок является муниципальное недвижимое имущество, именно с этим связано включение настоящей главы в дипломную работу.

Следует отметить, что закрепленного, признанного на законодательном уровне понятия “муниципального недвижимого имущества” нет, поэтому при раскрытии названного понятия будут проанализированы такие существующие в законодательстве определения как недвижимость и муниципальная собственность.

Выбранный подход объясняется тем, что термин недвижимость, хотя и появился не так давно – в начале 90-х годов и заменил собой разнообразные понятия, регулирующие правовое положение земельных участков и строений, однако в настоящее время имеет четкое закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Рассмотрение же определения “муниципальной собственности” необходимо потому, что муниципальное недвижимое имущество является одним из составляющих ее элементов. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.

91 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (далее по тексту – Постановление Верховного Совета РФ № 3020-10), муниципальная недвижимость включена в состав объектов муниципальной собственности.

Из этого следует, что все определения, имеющиеся в законодательстве, а также проблемы по формированию муниципальной собственности можно отнести и к муниципальной недвижимости.

1.1 Понятие муниципального недвижимого имущества

Предметом исследования дипломной работы являются сделки не со всем муниципальным имуществом, а лишь с муниципальной недвижимостью. Деление объектов имущественных отношений на движимые и недвижимые появилось в отечественном законодательстве в начале девяностых годов.

Советское гражданское право не давало легального определения недвижимости, хотя в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. содержались нормы, выделявшие право собственности на вещи такого рода и совершение сделок с ними.

Принятые в 1991 году Основы Гражданского законодательства СССР содержали деление имущества на движимое и недвижимое, было дано вполне классическое определение недвижимости, где главным ее признаком и была указанна связь с землей.

Новый Гражданский кодекс РФ дал определение недвижимым вещам и очертил их общие контуры. К недвижимым вещам, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, относятся: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е.

объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения или иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.

Статья 132 Гражданского кодекса РФ к объектам недвижимости относит предприятие в целом как имущественный комплекс.

Нормативно-правовые акты, принятые в период с 1990 по 1996 годы, обеспечили включение рыночных отношений в сферу недвижимости, сейчас можно говорить о недвижимости как о товаре. По мнению С.П.

Гришаева, недвижимость – “наиболее фундаментальный, основательный товар из всех существующих”.

Особенностью муниципальной недвижимости как товара, является особый порядок совершения сделок, которые регламентируются законом: письменная форма, государственная регистрация, проверка юридической чистоты, прием-передача и другие процедуры.

Практически все случаи возникновения и перехода права на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежат государственной регистрации. Так же для совершения сделок с недвижимым имуществом, включенным в состав муниципальной собственности, законодатель предусмотрел обязательную оценку.

Однако муниципальная недвижимость – это, прежде всего объект права собственности (“триада” прав); Право владения, пользования и распоряжения ею отличны от права владения, пользования, распоряжения другими видами собственности, это связано с тем, что пользование недвижимостью затрагивает интересы других граждан и юридических лиц.

Существенной характеристикой, а также спецификой муниципальной недвижимости является ее целевое назначение и разрешенное использование. Под целевым назначением понимают цель, для которой может использоваться муниципальная недвижимая вещь.

Объекты муниципальной собственности, как правило, предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей населения соответствующей территории.

Под разрешительным использованием понимают целевое назначение недвижимости с перечнем всех ее обременений, ограничивающих использование.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно определить муниципальную недвижимость как товар, особенностью которого является специальный (особый) порядок совершения сделок; объект права собственности, имеющий целевое назначение и разрешенное использование; а также земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

Если давать определение муниципальной недвижимости как элементу муниципальной собственности, то следует подчеркнуть, что в юридической литературе нет единого определения понятия “муниципальная собственность”, но существует несколько подходов к определению данного термина.

Так, например, Н. Лазебная и А. Замотаев в своей работе под муниципальной собственностью понимают собственность муниципального образования. Более широкое понятие муниципальной собственности предлагает А.

Ярошенко, а именно, муниципальная собственность – собственность муниципального образования или органа местного самоуправления, или напротив департамента, комитета, фонда и т.д.

, созданного органом местного самоуправления и выступающего от его имени.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-210343.html

Как получить в собственность арендованное муниципальное имущество в Московской области

Операции с муниципальной недвижимостью

Субъекты малого и среднего бизнеса обладают преимущественным правом на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, которое находится в муниципальной собственности.

Соответствующую услугу предоставляют органы муниципального самоуправления.

О том, какие документы для этого потребуются, а также о нюансах предоставления услуги индивидуальным предпринимателям, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как присвоить адрес участку или объекту недвижимости в Подмосковье>>

Кто может получить услугу

Услуга предоставляется организациям – субъектам малого и среднего предпринимательства, – которые хотят приобрести арендуемую недвижимость, находящуюся в собственности муниципалитета.

Максимальный срок оказания услуги для юрлиц − 10 дней.

Портал кооперации предприятий Подмосковья: как найти бизнес-партнеров через интернет>>

Условия возникновения преимущественного права

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества имеется в трех случаях:

  • если по состоянию на 1 июля 2013 года организация арендовала недвижимость в течение двух и более лет;
  • на момент заключения договора купли-продажи арендуемого имущества у организации отсутствует задолженность по арендной плате, а также по неустойкам: штрафам и пеням;
  • находящаяся в аренде недвижимость не включена в перечень муниципального имущества, которое предназначено для передачи во владение и (или) пользование.

Узнайте, как добиться пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости в Подмосковье>>

Способы обращения за услугой и результат ее оказания

Обратиться за предоставлением услуги можно тремя способами:

  • лично в орган местного самоуправления;
  • при личном обращении через многофункциональный центр;
  • посредством электронного заявления на региональном портале государственных услуг.

В результате оказания услуги заявитель становится одной из сторон договора купли-продажи или получает отказ в предоставлении услуги.

Как перевести помещение из жилого фонда в нежилой в Подмосковье>>

Условия для индивидуальных предпринимателей

Услуга также предоставляется индивидуальным предпринимателям, которые хотят приобрести арендованное имущество, находящееся в собственности муниципалитета.

В этом случае максимальный срок оказания услуги составляет 130 рабочих дней. Регистрация заявления и комплекта документов займет один рабочий день.

Необходимые документы:

  • заявление об осуществлении преимущественного права на получение в собственность арендуемой недвижимости (в заявлении необходимо указать порядок и срок оплаты);
  • удостоверяющий личность заявителя документ;
  • если заявление подает представитель заявителя, то документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени заявителя.

К дополнительным документам относятся выписка из единого госреестра индивидуальных предпринимателей, справка по форме 3-НДФЛ о доходах индивидуального предпринимателя и справка о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Поддержка малого бизнеса в Подмосковье: куда обратиться начинающему предпринимателю>>

Основания для отказа в предоставлении услуги

Заявителю могут отказать в предоставлении услуги на следующих основаниях:

  • если заявитель представил не все указанные в регламенте документы;
  • если заявитель арендовал имущество менее двух лет по состоянию на 1 июля 2013 года;
  • если заявитель на момент подачи заявления имеет задолженность по арендной плате или неустойкам;
  • текст заявления затруднителен для прочтения или отсутствует;
  • в предоставленном заявлении или документах содержится неполная, искаженная или недостоверная информация;
  • истекший срок представленных документов;
  • заявление подано лицом, не входящим в установленный регламентом и законодательством перечень лиц;
  • указанное в заявлении имущество не является муниципальной собственностью.

Порядок обжалования отказа

Если заявитель не согласен с действиями или бездействием предоставляющего услугу органа местного самоуправления, а также его должностных лиц или муниципальных служащих, он может обжаловать их в досудебном порядке.

Основания для подачи жалобы могут быть следующими:

  • срок регистрации запроса о предоставлении госуслуги нарушен;
  • срок предоставления госуслуги нарушен;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными нормативно-правовыми актами;
  • отказ заявителю в приеме документов;
  • отказ в предоставлении услуги на основаниях, не предусмотренных законодательством;
  • требование у заявителя не предусмотренной законодательством платы за предоставлением услуги;
  • отказ предоставляющего услугу органа исправить ошибки в выданных документах.

С детальной информацией о порядке рассмотрения жалобы и ее содержанием можно ознакомиться на региональном портале государственных услуг Московской области.

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-poluchit-v-sobstvennost-arendovannoe-municipalnoe-imushestvo-v-moskovskoi-oblasti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.