Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы

Содержание

Непосредственное управление домом: плюсы и минусы самостоятельности

Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает три варианта управления многоквартирным домом (МКД): товарищество собственников жильцов (ТСЖ), передача дома в управление управляющей компании (УК) и непосредственное управление (НУ). Каждый из способов законен – выбор должны сделать собственники жилья на общем собрании.

В последнее время тверские жилищные организации начали активно агитировать жильцов за переход от управляющей компании к непосредственному управлению домом. А выгодно ли это жителям? При непосредственной форме управление будет осуществляться непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома, действующими по доброй воле, на свой страх и риск, и к тому же бесплатно.

При кажущемся преимуществе этот аргумент является одновременно и главным недостатком такого способа управления, и чем больше дом, тем в большую проблему непосредственное управление может перерасти. Чем больше в доме проживает жильцов, чем больше в нем площадь общего пользования, тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами.

При этом чтобы найти такого управляющего, который по своей инициативе практически ежедневно решал бы массу самых разных вопросов, очень сложно. Иными словами, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален.

Призывая жильцов перейти на непосредственное управление многоквартирным домом, управляющие компании преследуют собственные интересы, цели и выгоды, пытаясь таким образом уйти от долгов и ответственности. Именно поэтому жильцам не говорят о многочисленных минусах и подводных камнях, хотя УК обязаны донести до горожан максимум информации, чтобы их выбор был осознанным.

Кроме того, инициатива по переводу домов на непосредственное управление должна исходить от жильцов, а не от УК.

Когда собственников призывают выбрать непосредственное управление, предполагается, что в итоге будет заключен договор на обслуживание с организацией, и она будет выполнять те же работы, что делала в доме управляющая компания, и, следовательно, ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация.

Однако это далеко не так. В соответствии с действующим законодательством управляющая организация в любом случае несет ответственность за качество жилищных и коммунальных услуг перед собственником, даже если это не прописано в договоре. Множество надзорных инстанций (Жилищная инспекция, прокуратура, Роспотребнадзор и др.

) всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые, с их точки зрения, необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет.

При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления МКД не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. При непосредственном управлении побудить подрядчика выполнить какие-то работы вы можете только через суд. Обратите внимание на важный нюанс – договор подряда, а не управления! То есть отношения с УК в данном случае будут регулироваться не жилищным, а гражданским кодексом. Кроме того, все штрафы за нарушение пожарной безопасности, аварии и вывоз мусора будут накладываться не на УК, ТСЖ, а на собственника.

Кроме того, при НУ жильцы не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с п. 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, как это могут сделать собственники при способе управления “управляющая организация”.

То есть управляющие компании становятся полностью бесконтрольными! Как только жилищная организация получает юридический статус обслуживающей организации, она обретает иммунитет от всех проверок и претензий.

УК снимают с себя обязательства по погашению возникающей задолженности МКД, по контролю за качеством предоставляемых коммунальных услуг.

Взаимоотношения между потребителем и жилищной организацией будут регулироваться только договором, который УК, скорее всего, составит в своих интересах, а интересы жильцов будут явно отодвинуты на задний план.

Известно, что управляющая организация обязана выполнять работы, к примеру, по подготовке дома к зиме даже в случае, если далеко не все собственники оплачивают содержание и ремонт жилья.

В случае с непосредственным управлением подрядная организациявыполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.

При НУ подрядчику потребуется обязательно заключить договор с каждым собственником, то есть без этого подрядчик при оказании услуги не может требовать платы со всех. Учитывая ситуацию по сбору платежей, рассчитывать на подобную добросовестность со стороны всех собственников не приходится.

Кто-то все равно оплачивать не будет, взыскать с него оплату будет сложно, а значит, добросовестно оплачивающие жильцы будут вынуждены платить и за себя, и “за того парня”, как это было и раньше.

Выбрав НУ, каждый жилец будет обязан заключить договор на поставку всех энергоресурсов в дом самостоятельно.

Кто будет следить за собственниками и понуждать их заключить все необходимые договоры? При выборе непосредственного управления плюс заключается только в отсутствии коллективной ответственности. Каждый отвечает за себя.

Подрядная организация не отвечает за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление, электроэнергию и газ), дополнительных времени и сил будет стоить заключение отдельных договоров с каждой ресурсоснабжающей организацией, прибавится платёжек.

Каждому собственнику придется заключить как минимум 4, а как максимум 10 договоров. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 4 или 10 организаций.

Законодательство не определяет ни то, как контролируется обслуживание общего имущества, ни периодичность и формы отчётов управляющей компании перед жильцами, выбравшими непосредственное управление. Органы местного самоуправления тоже не смогут вмешиваться в отношения жителей с УК, являющейся теперь лишь подрядной организацией. Как следствие, с любыми потенциальными проблемами в этом случае вы останетесь один на один.

На сегодняшний день собственники помещений не обладают необходимыми знаниями и практическим опытом для исполнения функций управления, и результатом этого станет отсутствие планирования работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Кроме того, из-за недостаточной квалификации собственников помещений отсутствует грамотное финансовое управление, в том числе обоснование необходимых размеров платежей на содержание многоквартирного дома.

Очень интересен вопрос о качестве коммунальных услуг (наличие холодной и горячей воды, необходимой температуры в квартире). Подрядная организация отвечает только за содержание сетей (не текут, прочищены). Ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали.

А кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Спросить будет не с кого.

Конкретного ответа в законодательстве нет, а если нет, то в чем заключается “максимальная защита прав жильцов”, в которой нас так настойчиво уверяют управляющие компании? Рассмотрим подробнее вопрос поставки коммунального ресурса (холодная, вода, горячая вода, отопление). При других формах управления потребитель отвечает только за коммуникации в квартире.

Если вдруг в подвале прорвало трубу или где-то неисправен стояк, за это отвечает ТСЖ или УК. За оперативность работ и за устранение проблемы также отвечает УК или ТСЖ. И если по их невнимательности или нерасторопности вас затопило, или вы понесли другой вред, то можете рассчитывать на компенсацию со стороны ТСЖ или УК.

При непосредственном же управлении в многоквартирном доме возникают многочисленные риски.

Сложив с себя статус управляющей организации и став “подрядчиком по обслуживанию МКД”, обслуживающая организация уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества – подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей.

Когда уже что-то случилось, сломалось, рухнуло, протекло. Её дело – устранить. А все остальные заботы и убытки останутся на жителях. Обращаться за помощью в суды и прокуратуру будет бесполезно. Ответ спрогнозировать несложно: “Вы сами выбрали непосредственное управление”.

Такая система работы (по устранению аварий, но без существенных капитальных и текущих ремонтов), очевидно, приведет к катастрофическому ухудшению и без того во многом неудовлетворительного состояния МКД. Особенно это ударит по старому, изношенному жилому фонду города Твери. Качество коммунальных услуг неизбежно ухудшится. Увеличатся потери ресурса во внутридомовых сетях, поскольку подрядчик никак не заинтересован в осуществлении энергосберегающих мероприятий. А ведь в настоящее время, согласно закону, все потери ресурса внутри дома распределяются на жителей, и платить придется вам. При этом “новые подрядные организации” вряд ли сократят имеющиеся штаты, вряд ли откажутся от уже установленных высоких тарифов, ведь это экономически невыгодно. А то и вообще установят свои цены. Какими они будут? Не низкими однозначно.

Таким образом, смена формы управления многоквартирного дома на непосредственное управление перекладывает ответственность за все коммунальные беды с УК на жильцов дома, а компания, обслуживающая дом, продолжит собирать деньги с жильцов, и при этом у нее исчезнет всякая ответственность перед собственниками жилья.

Обслуживающие организации уходят из-под муниципального контроля и Госжилинспекции, исчезают рычаги воздействия на них. При НУ вся ответственность за своевременное исполнение многочисленных законов, правил, постановлений ляжет тяжким грузом на собственников помещений.

Им придется самостоятельно выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергосбережению, вести техническую документацию. И за эту работу заработную плату платить не будут. Для принятия решений о выполнении работ и их оплаты необходимо проводить собрания собственников.

Возникнут проблемы с выдачей справок, требующихся жильцам дома при обращении в органы социальной защиты и органы местной власти.

Как показывает практика, выбранный способ непосредственного управления в многоэтажном многоквартирном доме влечет за собой многочисленные проблемы.

Так, в Астрахани местные власти стали требовать от собственников-физлиц ликвидировать аварийные деревья, а также эксплуатировать лифты, являющиеся опасными промышленными объектами.

В Ставропольском крае жители многоэтажек Георгиевска не заключили договор с местной теплосетевой компанией, в результате кредиторская задолженность дома возросла до 22 млн рублей, что повлекло сбои в теплоснабжении всего жилого фонда.

В качестве плюса непосредственного управления управляющие компании называют также прозрачность платежей между жильцами и ресурсоснабжающими компаниями.

Но, исходя из своих интересов, они забывают сказать, что в Твери успешно реализуется практика прямых платежей, которая не подразумевает изменения формы управления многоквартирным домом.

В этом случае платежи жителей идут напрямую в ресурсоснабжающую организацию, минуя счета УК, таким образом, управляющая компания не может использовать их по своему усмотрению и на деньги за тепло и горячую воду, скажем, отремонтировать крышу. Принять решение о переходе на прямые платежи могут жильцы на общем собрании собственников.

В настоящее время многие специалисты в сфере ЖКХ считают непосредственный способ управления в многоквартирном доме неэффективным, который влечет его разрушение, а руководителями различных рангов постоянно поднимается вопрос о необходимости исключить из нормы закона этот способ управления домов.

Ну не может, к примеру, девятиэтажный дом управляться одновременно десятками людей. У каждого из них своё мнение, своя жизнь, своя работа, свои проблемы. А жилой дом постоянно требует внимания, заботы, труда. Надо постоянно работать – обслуживать, ремонтировать, убирать, предотвращать и устранять.

Непосредственное управление и кажущаяся “экономия на квартплате” в день возникновения серьёзной аварии может обернуться реальным ЧП, а отсутствие централизованной власти и управления, никогда не приводила к хорошему.

Поэтому, при выборе способа управления многоквартирным домом внимательно прочитайте законодательство, жилищный кодекс, взвесьте все “за” и “против”, и главное – делайте выбор самостоятельно, хорошо понимая последствия своего решения. Не спешите верить обещаниям новых “подрядчиков” о том, что “будет лучше”.

Проблемы жителей для них всегда стоят после собственных выгод. Помните, что для эффективного управления необходимо быть настоящими хозяевами своего дома, как этого требует Жилищный кодекс.

Источник: https://tvernews.ru/news/173327/

Непосредственное управление многоквартирным домом 2020: понятие, условия, плюсы и минусы, как перейти

Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы
Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!

Бесплатная консультация юриста
Москва и МО: +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Часть 2 статьи 161 ЖК РФ предоставляет жителям МКД право самостоятельного выбора формы управления. Два способа являются традиционными – это обслуживание здания через управляющую компанию или ТСЖ.

Третий вариант подразумевает отсутствие посредников и называется непосредственным управлением.

Поскольку россияне не слишком хорошо знакомы с его особенностями, стоит выяснить, что такое непосредственное управление, какие у него плюсы и минусы и как перейти на эту форму.

Что такое непосредственное управление МКД?

Непосредственным управлением, или НУ, признается такой способ обслуживания дома, при котором все коммунальные вопросы решают собственники квартир и нежилых помещений.

Ответственность за состояние и обслуживание здания при этом ложится на плечи всех жильцов либо инициативной группы.

Вопрос о том, кто именно возьмет на себя управленческие функции, решается на общем собрании.

https://www.youtube.com/watch?v=-vXrnIN36Sk

Чтобы жители МКД могли перейти на НУ, достаточно провести общее собрание, проать и зафиксировать результаты в протоколе. Для смены формы управления достаточно кворума в 50% + 1 голос. Если в доме имеются квартиросъемщики, проживающие по договору социального найма, за них на собрании присутствуют работники муниципалитета.

Есть и еще одно важное условие. Согласно законодательству право на непосредственное управление имеют только жильцы дома, в котором не больше 30 квартир. В связи с этим такой способ хозяйствования обычно возможен в двух- или трехэтажных зданиях старой постройки, а также в малоквартирных жилых комплексах класса «люкс»

С момента перехода на НУ собственники каждой квартиры должны самостоятельно заключать договоры с поставщиками ресурсов. Квартплаты в ее привычном понимании больше не будет: деньги жильцов поступают напрямую в водоснабжающие, энергоснабжающие и другие организации.

Для обслуживания жилья нанимается сторонняя компания, но она работает не по договору управления, а по договору подряда. Если в доме больше 12 квартир – жильцы обязаны заключить такое соглашение.

Коммунальные долги становятся личной проблемой владельца помещения, остальные собственники за них никак не отвечают. Соответственно, исчезает и прослойка в виде управляющей компании, которая часто не торопится перечислять поставщикам их деньги.

Для размещения финансов на общие расходы (например, средств на капитальный ремонт) жители могут открыть банковский депозит. Такие счета можно легко проконтролировать, а благодаря наличию процентов деньги будет защищены от инфляции.

Порядок перехода на непосредственное управление МКД

Процедура перехода на непосредственное управление состоит из следующих этапов:

  • Формирование инициативной группы из нескольких человек (желательно выбрать по одному представителю из каждого подъезда). В ее задачи входит организация общих собраний, взаимодействие с подрядчиками и контроль качества благоустройства.
  • Проведение общего собрания. На нем обсуждается целесообразность перехода на новую форму, определяются ответственные лица и проводится ание.
  • Составление протокола. В нем указывается повестка дня, перечисляются участники, перечень выдвинутых предложений. К протоколу должны быть прикреплены приложения: реестр собственников, копии направленных жителям уведомлений, бюллетени ания.

После принятия решения предстоит уведомить о нем муниципалитет и заключить договоры с подрядчиками. Поскольку МКД не является юридическим лицом, заключать их придется каждому владельцу квартиры. Чтобы избавиться от этой необходимости, можно поручить эти действия ответственному лицу с оформлением нотариальной доверенности.

Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом

причина, по которой люди выбирают такую форму управления – отсутствие посредников. Это позволяет жильцам заключать соглашения напрямую с подрядчиками, а значит, больше никто не сможет недобросовестно распоряжаться чужими средствами. Имеются и другие преимущества:

  • Собственники не ограничены в выборе подрядчиков, а при необходимости имеют право в любое время их заменить.
  • Все актуальные вопросы решаются на общем собрании, и вес имеет каждый голос. Таким образом, на процесс управления влияют все без исключения собственники.
  • Экономия на коммунальных платежах оказывается существенной. Люди избавляются от такой проблемы, как странные приписки в квитанциях и начисления за несуществующих жильцов.
  • Проблемы решаются более оперативно, а при желании можно выбрать для решения вопросов одного или нескольких инициативных соседей.

Несмотря на плюсы, такая форма далека от совершенства и имеет следующие недостатки:

  1. Управление многоквартирным домом ведется практически бесконтрольно. Получить финансовую и другую помощь местных властей будет проблематично. Например, если потребуется установить пандус в подъезде, делать это придется силами и средствами жильцов.
  2. Каждому собственнику придется уделять время для решения коммунальных вопросов.
  3. Найти представителя, который согласится безвозмездно составлять документы и заниматься различными организационными вопросами, бывает непросто.
  4. При этой форме управления все действия, связанные с улучшением качества жизни, оказываются добровольными. К примеру, если кто-то отказывается от установки видеодомофона, принудить человека сдать деньги невозможно. Остальные собственники будут вынуждены оперировать имеющейся суммой.

Как показывает практика, непосредственное управление – довольно удобный способ обслуживания здания. Он позволяет сэкономить на коммунальных платежах, забыть о такой проблеме, как бюрократизм и некомпетентная работа управляющих компаний. Но особых перспектив у НУ сейчас нет.

Это связано с тем, что место жилых зданий в 2-3 этажа все чаще занимают высотки. Для их жителей использование такой формы управления невозможно, да и неэффективно. Но даже в малоэтажных домах результаты самостоятельности бывают разными, ведь многое зависит от слаженности действий собственников

Если у вас остались вопросы по процедуре непосредственного управления МКД, задайте их нашим юристам!

Источник: https://Yur01.com/zkh/plyusy-i-minusy-neposredstvennogo-upravleniya-mnogokvartirnym-domom

Непосредственное управление. Выбираем способ управлять своим домом (МКД)

Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы

Продолжаем рубрику “ЖКХ на пальцах”

Управление это есть – краеугольный камень для всего последующего сосуществования. Который либо создаст прочное основание для благоприятного жизненного пространства либо наполнит его постоянным беспокойством, отсутствием качественного обслуживания и непрерывным желание поменять своё место жительства.

Итак, есть три способа-варианта:

Непосредственное управление самими собственниками;Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом (ЖК, ЖСК) или иным специализированным потребительским кооперативом (СПК);УК/УО – управляющая компания или организация.

Юридические различия у этих форм конечно присутствуют. Но для владельца квартиры-жилья основной момент – это как будут содержать и ремонтировать Вашеличное и общедомовое имущество . Не превратится ли новостройка в “убитую” и загаженую многоэтажку.

Так, что ознакомиться и взвесить все необходимо надо заранее. Иначе, позднее заламывание рук и стенания не помогут. Менять эти фомы – хлопотно, а иногда вообще не получается.

Если к примеру дом большой, а УК или председатель ТСЖ имеют(заинтересовывают) там своих людей. Тогда просто получить легитимный протокол – морока, обычно даже в повестку собрания внести не получается.

Начинается причитание и запугивание от аффелированых лиц.

ПомнитеРешениеотом,какимспособомбудетуправлятьсядом,принимаютсамисобственникинаобщемсобрании.

Итак, начнем.

Непосредственное управление многоквартирным домом (МКД)

Сразу оговорюсь, что по моему опыту в наших реалях, эта форма не готова к существованию из-за крайне низкой ответственности жильцов перед друг другом, своим и общим имуществом.

И по факту эти объекты являются “кормушкой” для инспекторов РСО (тепло-вода-газ-свет), ну и конечно ГЖИ.

Потому что соблюдать требования закона – к примеру провести “опрессовку” и получить свидетельство о готовности к отопительному, установить ВРУ ( вводно-распределительное устройство) на электросети, следить за пломбами, состоянием вентшахт и документации на инженерные сети .. Там зачастую просто не кому.

В итоге они постоянно за все “отслюнавливают”, а не делают необходимые мероприятия по подготовке и содержанию оборудования и просто “оттягивают конец”, а он неминуем.. Все сыпется и гниет, а когда авария оплачиваю вдвойне-тройне. В начале отопительного сезона им на помощь приходит администрация, но это как “мертвому припарка”.

В этих домах запущен необратимый разрушительный процесс, жить в них не советую.

Но если уж решили так, то делается это вот как.

Возможна эта форма только в МКД количеством квартир не более 30-ти. Если квартир хотя бы – 31 эта форма-способ не подходит.

Раннее единственным плюсом было, что жильцы оплачивали за “коммуналку” (тепло-вода-газ-свет) напрямую без посредников, но в “грамотных”(не настроенных на присваивание и(или) не целевое расходование денсредств жильцов) ТСЖ и УК это тоже было. А сейчас с введением прямых договор ЖКХ вообще не актуально. Минус был – отдельные квитанции от каждого поставщика коммунальных услуг.

На общем собрании собственники помещений решают с кем заключить договор на содержание и ремонт общего имущества ( ч.3ст.

164ЖилищногокодексаРФ), вот тут уже “пролазят” кумовья и пр.. .

Обычно сразу не могут решить и вопрос “подвисает” и по необходимости бегают от одного подрядчика к другому. Там хорошо “харчатся” ИП и однодневки ООО.

На собрании также выбирают одно-два лица с правом подписи и представления интересов. Чтобы эти лица приобрели правовой статус им выдают доверенность от большинства собственников помещений.

Подведем Итог:

Достоинства:

коммунальные ресурсы жители оплачивают напрямую поставщикам, минуя посредников;полномочия по управлению общим имуществом остаются у собственников;не возникает расходов на оплату услуг по управлению общим имуществом

Недостатки

в доме, где меньше 30 квартир, может быть сложно найти того, кто сможет (и согласится) взять на себя ответственность по заключению договоров от лица всех собственников;нет профессионального управления общим имуществом;собственникам бывает сложно договориться между собой и найти подрядчиков по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества;в случае если не выбрано уполномоченное лицо, контроль за качеством работ со стороны всех или нескольких собственников может приводить к конфликтам между ними.

Моё мнение такое. Если имущество ваше вам дорого и нет желания продавать его “за бесценок”. Проявите волю, познакомьтесь с соседями, прочтите методички и пообщайтесь с профи в ЖКХ. Создайте ТСЖ и все будет от вас зависит – как успехи так и не удачи.

Как говаривал один из моих учителей “по жизни” –

Лучше быть моржом хреновым, чем хреном моржовым. Болтаться промеж ног у кого-то..

Спасибо за внимание. В следующей статье опишу как создать ТСЖ.

Если было интересно поддержите пожалуйста

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/neposredstvennoe-upravlenie-vybiraem-sposob-upravliat-svoim-domom-mkd-5d8dded5a3f6e400aeb0500d

Плюсы и минусы непосредственного управления | Город Сокол

Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы

Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать одну из закрепленных форм управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом и управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Казалось бы, это должно решить многие проблемы, но в действительности многие жители столкнулись со значительными трудностями при выборе одного из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Больше всего вопросов вызывает способ непосредственного управления домом.

Если такие способы, как ТСЖ и управление УК, достаточно распространены, с подводными камнями непосредственного управления собственники жилых помещений многоквартирных домов только начали сталкиваться.

Попробуем рассмотреть плюсы и минусы данного способа управления многоквартирным домом.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя обязана быть исполнителем коммунальных услуг.

Управляющая организация должна заключить договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, своевременно оплатить ресурсы, потребленные жителями многоквартирного дома, произвести начисление платы за коммунальные услуги населению, сформировать, распечатать, доставить населению квитанции.

При выборе жильцами способа непосредственного управления многоквартирным домом договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения , электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения с ресурсоснабжающей организацией от своего имени. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме не несут ответственность за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией, что является безусловным плюсом.

Обслуживание жилья в случае непосредственного управления осуществляется либо силами самих собственников, либо силами привлеченных на объект подрядных организаций, в роли которых может выступать и управляющая компания, но если в доме больше 12 квартир, то собственники должны нанять организацию, например ту же управляющую компанию, и заключить с ней договор подряда (подряда, а не управления!!!!) на работы и услуги. Такой договор регулируется Гражданским Кодексом РФ, а не статьей 162 Жилищного Кодекса РФ, то есть выполняться будут только те работы и услуги, которые указаны в договоре. И если собственники что-то забыли включить в договор, то даже Государственная жилищная инспекция не поможет. Совету многоквартирного дома или инициативному жильцу придется планировать: какие услуги должны быть в договоре подряда, а может быть даже и не в одном, подрядная организация может не согласиться отвечать за вывоз мусора, внутридомовых газовых сетей, домофонов или чего-нибудь еще. Кроме того, придется исполнять все требования общего имущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в том числе мероприятия по энергосбережению и ведение технической документации по дому. При этом зарплату за эту работу платить нельзя, так как непосредственное управление тут же превращается в другой способ управления, то есть управляющую организацию. Стороной договора будут 50 % собственников дома. А значит: не пришли 50 % собственников в офис организации для подписания договора-договор никто исполнять не будет. При непосредственном управлении подрядная организация по обслуживанию общего имущества не отвечает за коммунальные услуги (холодную и горячую воду, отопление, канализацию, электроэнергию и газ).

Необходимо отметить и еще ряд существенных недостатков для жителей при выборе этого способа управления домом:

  • каждый жилец должен будет заключить договор на поставку всех энергоресурсов в дом самостоятельно, при этом стороной договора являются 50 % собственников, нет нужного процента – договор не заключен. Каждому собственнику придется заключить как минимум 5, а как максимум 10 договоров. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 5 или 10 организаций. Кто будет следить за собственниками и понуждать их заключить все необходимые договоры?
  • законодательством не определены существенные условия договора на обслуживание общего имущества, что может позволить управляющим организациям составлять указанный договор с учетом только собственных интересов, а не жителей;
  • очень интересен вопрос о качестве коммунальных услуг ( наличие холодной и горячей воды, необходимой температуры в квартире). Подрядная организация отвечает только за содержание сетей ( не текут, прочищены). Ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали. А кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Конкретного ответа в законодательстве нет, а если нет, то в чем заключается «максимальная защита прав жильцов», в которой нас так настойчиво уверяют управляющие компании?
  • не определена форма контроля со стороны жителей за обслуживанием общего имущества;
  • не определены периодичность и форма отчета управляющей организации;
  • заключение договоров на отдельные виды услуг по содержанию общего имущества может быть возложено непосредственно на собственников или на представителя собственников, что не обеспечит должного контроля за оказанием данных услуг.

Кроме этого, при выборе собственниками помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов, так же дома, в которых собственники выбрали непосредственное управление, не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с п. 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, как это могут сделать собственники при способе управления «управляющая организация».

В чем же еще преимущества и недостатки непосредственного управления многоквартирным домом перед другими способами управления?

Существует мнение, что непосредственное управление наиболее экономное. Собственники помещений при непосредственном управлении не создают юридическое лицо, а их интересы в отношениях с третьими лицами представляют уполномоченные ими лица по доверенности.

В этом случае отсутствуют какие-либо посредники в управлении домом. Жильцы сами решают, кто из них или любое другое лицо, которому они доверяют, будет вести переговоры с поставщиками товаров и услуг для содержания и ремонта дома.

Однако это касается только расходов на управление домом. Остальные расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственники помещений такого многоквартирного дома несут в обязательном порядке.

Одним из недостатков непосредственного способа управления многоквартирным домом является отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта.

Собственники помещений многоквартирного дома, выбравшие непосредственное управление домом, не могут претендовать на предоставление финансовой поддержки при проведении капитального ремонта, так как в соответствии с законодательством к участию в программе капитального ремонта допускаются лишь дома, выбравшие для себя управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и управляющей организацией.

Поэтому собственникам помещений, прежде чем решиться на непосредственное управление своим домом, необходимо взвесить все плюсы и минусы непосредственного способа управления.

Источник: https://www.sokolinfo.ru/informationpeople/plusy-i-minusy-neposredstvennogo-upravlenia

Непосредственное управление многоквартирным домом – что это такое, плюсы и минусы, порядок перехода

Непосредственное управление многоквартирным домом плюсы и минусы

Существуют различные виды управления многоквартирным домом: ТСЖ, кооператив и другие.

Под непосредственным управлением МКД понимают самостоятельные действия всех владельцев жилья по организации ремонта общих помещений, содержанию совместного имущества, заключению контрактов с организациями.

Рассмотрим нюансы непосредственного управления многоквартирным домом.

Вносится без посредников. Каждый собственник самостоятельно заключает соглашение Заключаются на собрании жильцов Осуществляется жильцами-активистами безвозмездно Признаки непосредственного управления

Что подразумевается под непосредственным управлением

МКД – это структура, функционирование которой непросто обеспечить. Каждая из форм ведения хозяйства, включая непосредственное управление многоквартирным домом, имеет явные плюсы и минусы, отличительные особенности. При выборе подходящего варианта нужно учесть интересы всех владельцев жилых помещений. Важно знать достоинства и недостатки.

Чаще всего собственники квартир организовывают ТСЖ или передают полномочия управляющей компании (далее – УК). При первом варианте на общем собрании жильцов выбирается управление, которое наделяется функциями управления домом. Во втором случае обслуживанием здания занимается УК, получающая за это плату.

От выбора формы управления домом зависит не только благополучие жильцов, но и размер платежей за коммунальные услуги.

Другой вариант — это непосредственное управление многоквартирным домом. Он имеет характерные признаки:

Внесение платы за коммуналкуКаждый собственник помещения обязан самостоятельно заключать соглашения на получение коммунальных услуг.Договоры на осуществление ремонта в подъездах, подвалах, придомовой территории заключаются на общем собрании большинством .Не понадобятся дополнительные ежемесячные траты на содержание ТСЖ или УК.

Сводящая к минимуму риск злоупотреблений, воровства.Работа ведётся на безвозмездной основе.Поставщики ресурсов и услуг действуют на основании подписанных с каждым собственником соглашений.

Если в МКД есть помещения, сдаваемые по соглашению социального найма, во всеобщих собраниях должны участвовать сотрудники муниципалитета.

Нормативно-правовые акты

Особенности непосредственного способа, избранного для управления многоквартирным домом зафиксированы в Жилищном кодексе (далее – ЖК), а именно в статье 164.

При этом способе организации ведения хозяйства следует руководствоваться следующими актами:

  1. Правительственное постановление № 290 (03.04.2013), утверждающее базовый перечень услуг и работ.
  1. Вышеуказанным актом утверждены и Правила предоставления услуг и выполнения работ. Документ содержит критерии определения необходимых действий, описание того, как определить их периодичность, обязанности ответственных лиц.
  2. Правительственное постановление № 416 (15.05.2013), утверждающее Правила, которым надо следовать при непосредственном управлении.

Кроме того, в ст. 161 ЖК перечислены все формы управления многоквартирным жилым зданием. В пункте 1 части 2 указанной статьи отмечено, что в случае размера МКД до 30 квартир собственники жилья должны выбрать способ непосредственного управления.

Плюсы и минусы

Когда многоэтажкой управляет определенная организация, она следит за инженерными сооружениями, отвечает за внесение сумм за все услуги. В перечень обязанностей управляющей компании входит ведение всей документации, информирование граждан о смене тарифов, распространение уведомлений. Но при непосредственном способе управления МКД ситуация иная.

При выборе непосредственного способа управления следует руководствоваться не только преимуществами, но и знать о недостатках.

Из анализа достоинств и минусов можно сделать вывод, что непосредственное управление МКД подойдет не каждому зданию. Такой вариант будет оптимальным для строения с небольшим числом квартир, с добрыми отношениями между соседями.

Важно, чтобы каждый из владельцев жилья имел стабильное финансовое положение. При несоблюдении этих условий граждане рискуют получить многие проблемы: от невозможности прийти к общему мнению до судебных разбирательств в случае задолженности.

Создание инициативной группы

Первый шаг – это поиск активных граждан, которые согласны потратить свое время ради общего дела. Чтобы в последующем было меньше разногласий, целесообразно выбрать делегатов от каждого подъезда. Чем больше наберется единомышленников, тем лучше. Важно найти энтузиастов, готовых взять на себя все организационные сложности.

Задача активистов на первом этапе – написать список граждан, проживающих в доме, оповестить их о нововведении.

Следует разъяснить все преимущества непосредственного управления, остановиться на отрицательных моментах. Группа инициаторов договаривается о дате, времени и месте всеобщего сбора.

Эту информацию необходимо довести до каждого владельца жилья. В уведомлении надо привести список вопросов, которые будут обсуждаться.

Проведение собрания

Решение о переходе на вариант непосредственного управления принимают собственники жилья. Допускается проведение не только очного сбора, но и заочного ания.

При традиционном собрании инициативная группа выбирает место для его проведения. Таковым может быть помещение ближайшего клуба, школы (по договоренности с руководством) или двор.

При очном собрании решение принимается прямым анием собственников квартир. Но не всегда люди откликаются на приглашение посетить мероприятие. Многие не хотят проявлять активность. Арендаторы помещений безразличны к нововведениям. В данных обстоятельствах выход из ситуации – заочное собрание.

При заочной форме проще провести ание. В этом случае составляется опросный лист или бюллетень. Документ предоставляется каждому жильцу МКД. Как гласит ст. 45 Жилищного кодекса, решение считается принятым, если в ании участвовали более половины владельцев квартир.

На таком мероприятии необходимо обсудить вопросы:

  1. Выбор варианта непосредственного управления МКД.
  2. Выдвижение представителя интересов всех жителей дома, обсуждение, ание. Избранное лицо будет следить за объектами коммунального хозяйства, заключать соглашения с организациями, осуществляющими ремонт здания, его обслуживание.
  3. Выбор поставляющих компаний, подписание соглашений.

По итогам составляется протокол общего собрания.

Голосование жильцов дома может происходить в очной, и заочной формах.

Выбор обслуживающей организации

Договоры для бесперебойной поставки воды, газа, электро- и теплоснабжения должны быть оформлены между организациями, предоставляющими эти услуги, и каждым из имеющихся собственников жилых помещений. Это может сделать и уполномоченное лицо, если есть доверенность, заверенная подписью нотариуса. Для оформления соглашения с обслуживающей организацией нужны следующие документы:

  • протокол, составленный по результатам ания о переходе на непосредственный вариант управления;
  • бумага, в которой указано лицо, уполномоченное жильцами на подписание договора по ремонту и содержанию здания;
  • доверенности владельцев квартир;
  • заявление на заключение соглашения;
  • технический паспорт здания.

Пример протокола общего собрания собственников помещений

Если для содержания МКД будет привлечена подрядная организация, расходы оплачивают подписанты договора. При проведении некоторых работ, таких как уборка, ремонт, жители могут справиться своими силами.

Но при вывозе мусора или обслуживании инженерных коммуникаций без подрядчика не обойтись.

Если договор с обслуживающей компанией не будет подписан, непосредственная самоорганизация будет упразднена, а дому назначена управляющая компания.

Как происходит распределение обязанностей между жильцами

Когда жильцы дома решили самостоятельно организовывать все работы по его содержанию, им следует остановиться на одном из 3 вариантов распределения обязанностей. Выбор производится из следующих способов:

  1. Выдвигается кандидатура одного инициативного собственника квартиры, готового представлять интересы остальных жителей дома по нотариально оформленным доверенностям.
  1. Обязанности по организации всех работ, связанных с обслуживанием, благоустройством и содержанием здания, распределяются между всеми владельцами жилых помещений.
  2. Выбирается человек, не имеющий собственной квартиры в доме.

Лицам, осуществляющим функции самостоятельного управления, полномочия передаются по доверенностям от владельцев собственности в МКД. Контроль деятельности выбранной кандидатуры ведут другие жители. Они должны следить за качеством выполнения работ, чтобы не нарушались оговоренные сроки. Если возникнут проблемы, жалобы, их выносят на всеобщее обсуждение.

Источник: https://ZKHinfo.ru/mnogokvartirnyj-dom/neposredstvennoe-upravlenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.