Нарушения требований земельного законодательства

Содержание

Основные виды нарушений земельного законодательства

Нарушения требований земельного законодательства

1. Самовольное занятие земельных участков – использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).

2. Противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель – принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением полномочий.

3.

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель – самовольный перевод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, невыполнение мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней. Признаки нерационального использования земель: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.

4.

Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв – необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.

5. Использование земельных участков не по целевому назначению, способами, приводящими к порче земель, а также несоблюдение режима использования земель.

6. Систематическое невнесение платежей за землю – неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года, неуплата в установленные сроки арендной платы, невнесение компенсации за потери сельскохозяйственного и лесохозяиственного производства, причиненные убытки и нанесенный ущерб.

7. Захламление земель – накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в местах, не предусмотренных для этих целей.

8.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использовать земельный участок невозможно либо приходится вводить специальные ограничения (включая консервацию земель) для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы могут быть результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.

9.

Нарушение сроков возврата занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению – несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

10.

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель – внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ; разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил, что приводит к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, и вызывает необходимость установления ограничений по использованию земель.

11. Приписки и искажение сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, об объемах выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации и др.

12. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.

Это нарушение возникает вследствие несвоевременного рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, непредоставления гражданам информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков.

13. Уничтожение межевых знаков – действия, приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков (запахивание, хищение или уничтожение межевых знаков) и к необходимости проведения работ по их восстановлению.

На основании Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16.12.93 г. установлено, что граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

а) за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, для граждан штраф составляет от одного до трех, для должностных лиц – от трех до десяти, для юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

б) за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, для граждан штраф равен от трех до пяти, для должностных лиц – от пяти до десяти, для юридических лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

в) за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю, для граждан и должностных лиц штраф составляет от трех до десяти, для юридических лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

г) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства для граждан штраф равен от пяти до десяти, для должностных лиц – от десяти до двадцати, для юридических лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Контрольные вопросы и задания.1. Что входит в задачи государственного экологического контроля? 2. Перечислите полномочия должностных лиц органов государственного экологического контроля. 3.

Какие экологические требования нужно соблюдать при размещении земельных массивов землевладений и землепользований? 4. Перечислите экологические требования при проектировании и строительстве хозяйственных объектов на территории землевладений и землепользовании. 5.

Какие экологические требования следует соблюдать при эксплуатации земельных угодий? 6. Назовите задачи государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль. 7. Какие функции осуществляет Государственный земельный комитет РФ? 8.

Расскажите о правах государственных инспекторов по использованию и охране земель.

Источник: https://lektsii.org/1-7005.html

Ответственность за нарушение земельного законодательства РФ

Нарушения требований земельного законодательства

Время чтения 9 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства РФ обозначено в главе XIII Земельного Кодекса. Форма возможного наказания определяется на основании состава незаконного деяния виновного лица, и строго регламентируется законом.

Состав ответственности за земельное правонарушение

Под земельным правонарушением понимают какие-либо действия, противоречащие законодательным нормам и направленные на нанесение вреда интересам, здоровью, имуществу граждан, а также природному богатству земельной территории и ее общему благосостоянию.

В данном случае ответственность за неправомерные действия наступает лишь при наличии ряда элементов: объекта, субъекта, доказательства факта незаконных действий и психологической составляющей. При этом отличительной чертой нарушений в земельной сфере является объект, в качестве которого выступают не только правоотношения, но главным образом земельная площадь и все с ней связанное.

Если говорить более конкретно, то основными объектами в этом случае могут быть:

  • земельные участки;
  • постройки, размещенные на земельной территории;
  • порядок эксплуатации угодий, установленный законом;
  • права землевладельцев, нанимателей, собственников и прочих заинтересованных лиц относительно пользования и распоряжения земельным наделом;
  • экологическая обстановка конкретной территории, охраняемая законом.

Что касается субъекта правонарушения, в качестве него может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт.

Дополнительно следует учитывать и психологическую составляющую, а именно – отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности, предварительному умыслу, халатности. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.

Формы ответственности

Юридическая ответственность за незаконные деяния представляет собой определенные принудительные санкции, накладываемые на гражданина либо юридическое лицо в случае их неправомерного поведения относительно земельной территории и в качестве субъектов земельного права. Наказание может быть возложено также на лиц, не владеющих землей, но каким-либо образом отступивших от норм ЗК РФ.

Санкции за правонарушения налагаются на виновного группой либо по отдельности. Выделяют следующие виды наказания:

  1. Карательные санкции, например, штраф или конфискация земельного надела.
  2. Восстановительные санкции, направленные на возмещение ущерба. Это может быть возврат участка, занятого самовольно либо восстановление состояния земли, подвергнутой порче.
  3. Компенсационные санкции, предполагающие выплату определенной суммы в качестве покрытия морального либо имущественного вреда.

При вынесении решения относительно меры наказания, учитывается множество факторов. Основным является вид ответственности, определяемый на основании состава и характеристик совершенных деяний. При этом каждая форма имеет свои нюансы и относится к той отрасли законодательства, что содержит соответствующие правовые нормы, регулирующие конкретное правонарушение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в земельной сфере наступает в случае совершения правонарушений, посягающих на установленный законом земельный порядок и несущих угрозу отдельным гражданам, обществу и государству в целом. Само по себе деяние, опасное для кого-либо, является преступлением, мера наказания которого, зависит от степени его тяжести.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Регистрация незаконных сделок с земельной площадью – статья 170 Уголовного Кодекса. А также умышленное изменение сведений Государственного кадастра на заведомо неверную информацию и начисление сниженных платежей за землю. Подобные преступления чаще всего совершаются должностными лицами в корыстных целях с использованием собственного служебного положения.
  • Порча земельных территорий – статья 254 УК РФ. Сюда входит загрязнение, интоксикация почвы вредными отходами по причине нарушения правил обращения, условий хранения и использования всевозможных химических, биологических веществ, например, стимуляторов роста овощных культур и прочих удобрений. Сюда же относится нанесение вреда здоровью людей, вследствие неправильного применения указанных составов.

Уголовная ответственность распространяется и на деяния, попадающие под статью 262 УК о составе карательных санкций в случае нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов природы – заповедников, национальных парков и прочих охранных зон.

Что касается наказания, здесь все зависит от степени тяжести выявленного преступного деяния.

Так порча земельных территорий, нарушение режима охранных земель может повлечь за собой как штраф и исправительные работы, так и лишение возможности занимать конкретную должность.

Если же перечисленные действия осуществляются в зоне экологической катастрофы, наказанием может быть ограничение, либо утрата свободы сроком до пяти лет.

В случае если преступления повлекли за собой смерть гражданина, мерой пресечения станет потеря свободы на период от 2 до 5 лет.

Административная ответственность

Административная ответственность налагается в результате свершения лицом какого-либо противоправного деяния в земельной сфере, степень опасности которого не влечет за собой уголовной ответственности и проступок не связан с выполнением трудовой деятельности, а регулируется положениями Административного кодекса. Виновные лица привлекаются к ответственности уполномоченными органами – административной комиссией, государственным инспектором и другими.

Наиболее распространенными нарушениями в данном случае считаются:

  • вредоносные действия экологического характера – порча слоя земли; проведение мелиоративных и прочих работ, вызывающих изменение состава почвы; неверное применение химических веществ и неграмотная утилизация отходов потребления и производства;
  • самовольный захват земельной площадии невозврат территории в установленные сроки;
  • поломка специальных знаков, в частности, играющих разграничительную роль между двумя участками, а также прочих сооружений согласно статье 7.2 Административного Кодекса;
  • возведение строений без соответствующего на то разрешения;
  • умышленное повреждение посевов и прочих насаждений;
  • нарушение правил использований территории согласно назначению, а также игнорирование норм содержания благоустройства земли, например, захламление участка производственными и иными отходами.

В целом список деяний, за совершение которых предусмотрена административная форма ответственности, достаточно обширен и представлен в 7 и 8 статьях КоАП РФ.

Основными формами наказания при административной ответственности являются:

  • письменное предупреждение в целях предоставления виновному возможности исправить собственные вредоносные действия;
  • штраф, сумма которого зависит от степени причиненного вреда;
  • возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения нарушения либо предмета такового;
  • административный арест;
  • выселение за границы страны гражданина иного государства либо лица при отсутствии гражданства.

Чаще всего в качестве основных санкций выступают штраф либо предупреждение. Правонарушителем же может быть как должностное или юридическое лицо, так и обычные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Дисциплинарная ответственность

Форма ответственности, налагаемая на работников и должностных лиц предприятий, виновных в земельных правонарушениях по причине неверного выполнения собственных трудовых обязанностей. Нарушение трудовой инструкции и дисциплины регулируется Трудовым Кодексом РФ.

В качестве дисциплинарного проступка в земельной сфере чаще всего выступают:

  • разработка и размещение с последующим вводом в работу каких-либо объектов, чья деятельность оказывает негативное влияние на землю:
  • загрязнение почвы сточными водами, радиоактивными отходами и прочими вредными веществами.

Точного списка проступков, попадающих под дисциплинарную ответственность, не существует – каждая ситуация требует отдельного рассмотрения и вопрос о том, к какой именно форме относится правонарушение, решается конкретно на месте.

Наказанием в данном случае, согласно ТК РФ, может выступить замечание, выговор либо увольнение по соответствующей статье.

Кроме того, в зависимости от правонарушения и при наличии оснований, работник может попасть под иные виды ответственности – административную, материальную, уголовную.

При этом за дисциплинарный проступок, касающийся земельной сферы, может быть наложено лишь одно взыскание.

Гражданско-правовая ответственность

Основное отличие гражданско-правовой формы ответственности заключается в возмещении убытков, понесенных пострадавшей стороной вследствие каких-либо неправомерных действий со стороны юридического либо физического лица.

Чаще всего нарушения связаны с причинением вреда почве, несоблюдением субъективных земельных прав и интересов собственников, арендаторов, владельцев земельной площади.

При этом виновныйнесет ответственность лишь перед пострадавшим в результате его деяний и ни перед кем другим.

Чаще всего подобные споры решаются в судебном порядке. При соответствующем постановлении уполномоченного органа, правонарушитель обязан выплатить требуемую сумму в полном объеме.

Земельно-правовая ответственность

Отдельно выделяют земельно-правовую ответственность, подразумевающую принудительное изъятие земельных наделов у собственников и иных лиц за совершение ими ряда неправомерных действий.

Так, изъятие земли может произойти в следующих случаях:

  1. эксплуатация земли не по целевому назначению (статья 284 ГК РФ);
  2. нарушение норм законодательства при эксплуатации участка – загрязнение окружающей среды, влияние на состояние почвы (статья 285 ГК РФ).

Статья 54 Земельного Кодекса регулирует процесс изъятия земельной площади и предусматривает обязательное уведомление лица, виновного в неправомерном деянии и направление иска от администрации в суд либо принятия органами местного самоуправления самостоятельного решения относительно конкретной территории.

Виды ответственности за незаконные деяния в земельной сфере зависят от характера проступка и норм соответствующей отрасли права.

Лишь доскональное изучение состава правонарушения и доказательство наличия такового поможет определить карательные санкции в отношении виновного лица.

При этом следует помнить, что формы ответственности могут применяться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Источник: https://law03.ru/land/article/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva-rf

Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?

Нарушения требований земельного законодательства

Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.

Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?

1. Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?

Государственный земельный надзор — это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения норм Земельного кодекса (ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.

В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).

Росреестр проводит проверки, касающиеся:

  • соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
  • соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.

Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:

  • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
  • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
  • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.

Росприроднадзор проводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:

  • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
  • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
  • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
  • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.

С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке “Подробнее”.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

  • плановых проверок;
  • внеплановых проверок;
  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

Подробнее…

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения:

  • административных обследований объекта земельных отношений;
  • рейдовых осмотров;
  • анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков на предмет соответствия их содержания законодательству Российской Федерации.

2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляемых Росреестром

Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.

Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.

Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка – не чаще одного раза в 3 года.

С планами проверок на текущий год можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра в разделе «Открытая служба/ Проведение поверок/ Государственный земельный надзор».

Не забудьте выбрать свой регион из выпадающего списка в верхнем левом углу сайта.

С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).

Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:

  • выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
  • поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта предполагаемой внеплановой проверки.

Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:

  • принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (издание распоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
  • уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;
  • Подробнее…В случае плановой проверки копия распоряжения о её проведении направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее, чем за 3 рабочих дня до её начала.В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени её проведения не позднее, чем за 24 часа до её начала любым доступным способом.подготовка к проверке;

  • проведение проверки;
  • оформление итогов проверки;
  • контроль устранения выявленных нарушений.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.

Общий срок проведения любой проверки – с даты начала и до даты составления акта проверки – не может превышать 20-ти рабочих дней.

2.2. Полномочия государственного земельного инспектора при осуществлении государственного земельного надзора

Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.

Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:

  • запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
  • при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
  • выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства; 
  • привлекать экспертов и экспертные организации.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к госземинспектору, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:

  • воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
  • неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
  • необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
  • уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.

Подробнее…

За препятствование госземинспектору при проведении им проверок соблюдения земельного законодательства статьёй 19.4.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере:

  • на граждан – от 500 до 1тыс. рублей;
  • на должностных лиц – от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Те же действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

3. Оформление результатов проверок

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).

В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.

При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.

При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом  вручается предписание об устранении  нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:

  • вид выявленного правонарушения;
  • время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
  • время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.

По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен на основании заявления лица, в отношении которого это предписание вынесено, по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа). К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие и обосновывающие необходимость продления срока для обеспечения устранения выявленных нарушений.

Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:

  • выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
  • принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.

В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно.

А что делать, если Вам признали нарушителем по статье 7.1. КоАП РФ “Самовольное занятие земельного участка”, читайте здесь.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/chto-nuzhno-znat-esli-k-vam-prishel-gosudarstvennyy-zemelnyy-inspektor/

Ответственность за нарушение земельного законодательства | Правоведус

Нарушения требований земельного законодательства

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ и другие.

Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства.

К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ).

Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

  • частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц;
  • государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества;
  • муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований;
  • смешанные формы собственности.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами.

К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы.

Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий.

Земельное правонарушение – есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли.

Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:
  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель.

В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего.

Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации.

Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм.

Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер.

Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/land/otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva/

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Нарушения требований земельного законодательства

К нарушениям земельного законодательства относятся:

— самовольное занятие земельного участка,

— неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

— использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Чтобы установить нарушителей земельного законодательства, инспекторы по использованию и охране земель Росреестра проводят проверки, обследования земельных участков, в том числе дистанционными способами (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя.

Штраф определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, КоАП РФ установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства.

Установленные КоАП РФ размеры штрафов за нарушения земельного законодательства

  • Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

  • Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

  • Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

  • Неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 3 до 5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.

  • Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или видом разрешенного использования, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в течение установленного законом срока — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 2 до 10 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.

За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы предусмотрен штраф:

— для граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей;

— для должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

— для юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

В случае обнаружения нарушений, подпадающих под действие КоАП РФ, возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Адвокат Светлана Евгеньевна Жмурко

Источник: https://zen.yandex.ru/media/yaadvokat/administrativnaia-otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva-5aba24411aa80cdb4dfbcbcf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.