Нарушение правил землепользования

Содержание

Оспаривание генерального плана и правил землепользования и застройки

Нарушение правил землепользования

Незапланированные выходные позволили завершить анализ судебной практики города-курорта Анапа за 2019 год. Подобные обзоры для себя лично я готовлю уже более десяти лет и надеюсь, что этот материал будет полезен, как для участников судебных процессов в курортных городах, так и для всех интересующихся актуальной судебной практикой.

Выбор дел для обзора определяется моей специализацией, в связи с чем обзор не претендует на всеохватность.

При подготовке обзора проанализировано 38 судебных актов Верховного суда России, 120 судебных актов Арбитражного суда Северо-Кавказского округа и около 200 судебных актов Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Судебные акты судов общей юрисдикции, за некоторыми исключениями, в обзор практически не вощли, в связи с тем, что практика этих судов слишком разнонаправлена.

Основную массу судебных споров в городе Анапе составляют земельные споры, споры в сфере градостроительства, о сносе и легализации самовольных построек и ряд других.

Начать я хотел бы с анализа дел об оспаривании Генерального плана муниципального образования город-курорт Анапа (далее – Генплан) и Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (далее – Правила, ПЗЗ), поскольку в некоторых из этих споров Верховным судом РФ были сформулированы правовые позиции, имеющие значение для подобных споров не только для Анапы. 

Количество таких дел в Анапе значительно увеличилось в конце 2018 и особенно в 2019 году, что было вызвано большим количеством претензий к Генплану и ПЗЗ со стороны правообладателей объектов недвижимости, которые посчитали, что их интересы нарушены при принятии указанных документов. Около десяти таких дел были рассмотрены Апелляционной коллегией Верховного суда РФ.

В Апелляционном определении №18-АПГ18-46 от 12.12.2018 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ сформулировала следующую правовую позицию:

Отнесение земельных участков, находящихся в границе населенного пункта и имеющих вид разрешенного использования «для жилищного строительства» к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения, подзоне «резерв развития населенного пункта» и территориальной зоне развития населенного пункта не отвечает требованиям определенности и противоречит требованиям законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Верховный суд РФ обосновал указанный вывод следующим:

В разделе 3.8 Положения о территориальном планировании Генерального плана определены функциональные зоны, а для эффективного и упорядоченного взаимодействия функциональных зон в них выделены подзоны.

Функциональная жилая зона включает следующие подзоны: жилой застройки; резерв развития населенного пункта; жилой застройки рекреационной направленности с размещением гостевых домов, мини-гостиниц, апарт-отелей; смешанного размещения жилых домов, объектов общественно-делового и коммунально-складского назначения.

В пункте 3.8.2 Положения о территориальном планировании Генерального плана приведено описание подзоны «резерв развития населенного пункта» как территории, примыкающей к границе населенных пунктов.

Определено, что резервные территории не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом. Также указано, что разделение на подзоны носит условный характер.

При создании комплексной застройки возможна организация смешанных композиций жилых групп различного типа. Конкретизация в этом вопросе подлежит решению на последующих стадиях проектирования.

Данная норма, по мнению Верховного Суда РФ, создает неопределенность в ее применении, поскольку не разъясняет, примыкает ли резервная территория к границе населенного пункта внутри населенного пункта либо за его пределами. При этом из картографического материала (карт) Генерального плана не усматривается, что спорная территория вообще примыкает к границе населенного пункта.

https://www.youtube.com/watch?v=dbC0GoeUdFs

Целевое назначение территории определено как жилая зона, однако имеется запрет на застройку резервной территории до использования земельных участков по целевому назначению без объяснения, относится ли этот запрет ко всем объектам либо за исключением объектов жилищного строительства, и без указания на то, что считается использованием по целевому назначению в соответствии с генпланом. Также норма носит отсылочный характер к последующим стадиям проектирования (без указания таких стадий проектирования: генерального плана либо каких-либо объектов).

При этом Правила землепользования и застройки не устанавливают градостроительный регламент территориальной зоны «резерв развития населенного пункта», что противоречит требованиям частей 4, 6 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ, в которых приведены перечни земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, а также случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются. В указанных перечнях отсутствуют земельные участки, относящиеся к территориальной зоне «резерв развития населенного пункта».

Учитывая изложенное, Верховный Суд РФ оставил в силе Решение Краснодарского краевого суда от 30.07.2018 г., которым требования административного истца были удовлетворены.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/4/13/osparivanie_generalnogo_plana_i_pravil_zemlepolzovaniya_i_zastrojki

Нарушения в правилах землепользования и застройки: какие бывают, и что делать в случае противоречий

Нарушение правил землепользования

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка, изменением или оспариванием правил землепользования и застройки.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), как было указано выше, являются основным источником информации о градостроительном регламенте земельного участка т.е. видах разрешённого использования и предельных параметрах застройки земельного участка.

ПЗЗ принимаются (во всяком случае, такая цель декларируется) с учётом перспектив развития населенного пункта, исключения градостроительных ошибок. В связи с этим изначально не ставится задача угодить всем интересам конкретных землепользователей.

Поэтому, согласно закону и судебной практике, само по себе несоответствие ПЗЗ интересам отдельных собственников не является нарушением.

Например, в Москве для исключения неконтролируемой точечной застройки большая часть застроенной территории отнесена к зоне «Ф», в которой запрещается новое строительство и увеличение площади существующих объектов.

При этом принятие (изменение) ПЗЗ затрагивает в первую очередь землепользователей, планирующих застройку участка, поскольку существующие объекты, (как и строящиеся, если разрешение на строительство выдано до вступления в силу ПЗЗ) могут эксплуатироваться по существующему назначению без ограничения срока, если только не угрожают жизни и здоровью граждан либо окружающей среде.

Некоторой защитой для потенциального застройщика является трехлетний срок действия ГПЗУ. В случае с арендованным участком, если положения ПЗЗ не позволяют исполнить ранее заключённый договор аренды под строительство, также может ставиться вопрос о расторжении договора и возмещении убытков.

Соответственно о нарушениях при принятии ПЗЗ, при которых целесообразно их судебное оспаривание можно говорить, если:

  • ПЗЗ явно ограничивают права собственников без какого-либо разумного обоснования;
  • В ПЗЗ допущены ошибки технического характера.

В свою очередь в случаях, когда ПЗЗ не соответствуют интересам владельца участка, но при этом отсутствуют явные формальные нарушения – целесообразнее ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.

Например, об установлении возможности нового строительства для участков в зоне «Ф» по ПЗЗ Москвы.

В рамках данной процедуры представляется возможным доказать, что предлагаемые изменения соответствуют не только пожеланиям конкретного землепользователя, но и публичным интересам – гармоничному развитию населённого пункта, привлечению инвестиций и т.д.

Правила землепользования и застройки являются нормативно-правовым актом, оспаривать их необходимо в судах общей юрисдикции. Для некоторых регионов (например, для г. Москвы) это делает судебное оспаривание крайне неэффективным.

Можно выделить нижеследующие наиболее характерные нарушения при принятии ПЗЗ:

Данные обстоятельства являются основанием для заявления возражений при принятии правил землепользования и застройкиво время процедуры публичных слушаний либо могут выступать основанием оспаривания ПЗЗ после их принятия.

Территориальное зонирование ПЗЗ не соответствует сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории

В соответствии с нормами закона, при установлении территориальных зон ПЗЗ должно учитываться и то, как фактически используется территория на текущий момент, и то, каким образом она должна будет развиваться в дальнейшем, что определяется по функциональному зонированию Генерального плана. Суды толкуют данную норму закона так, что, если территориальное зонирование ПЗЗ не совпадает с функциональным зонированием Генерального плана, содержание ПЗЗ должно быть принудительно откорректировано.

ПЗЗ установили в отношении земельного участка территориальную зону, виды разрешённого использования которой не соответствуют целям предоставления участка.

Вид разрешённого использования до принятия ПЗЗ устанавливался для земельного участка в правоустанавливающих документах (договорах купли-продажи, аренды, где указывается, для каких целей передаётся из государственной собственности земельный участок; издававшихся в 90-е годы актах о предоставлении или о праве на земельный участок и т.п.).

При этом вид разрешённого использования участка по правоустанавливающим документам может противоречить перечню видов разрешённого использования, установленному для территориальной зоны данного участка по ПЗЗ.

Оспаривать ПЗЗ по мотивам несоответствия текущему разрешённому использования земельного участка, при отсутствии иных нарушений, на практике неэффективно.

В данной ситуации следует помнить, что земельные участки и размещённые на них объекты капитального строительства (объекты недвижимости) могут использоваться без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, закреплённым в ПЗЗ, неограниченно долгое время. Такие объекты недвижимости (или такое использование участка) не должны нести угрозу жизни или здоровью человека или окружающей среде.

Однако, в отношении земельных участков в этом случае запрещена дальнейшая застройка, а для уже возведённых объектов недвижимости запрещена реконструкция, за исключением того случая, когда реконструкция проводится для приведения объекта в соответствие с установленным ПЗЗ новым градостроительным регламентом.

Таким образом, для участков, в отношении которых новыми ПЗЗ была введена зона, не соответствующая их текущему использованию и целям, ради которых участок предоставлялся, запрещена застройка и другие значительные изменения параметров объектов капитального строительства.

Особенно значительные убытки от введения таких ПЗЗ несут арендаторы и собственники земельных участков, которые приобретали землю для строительства.

При этом, собственники таких участков всё же вправе возвести на них объекты, хоть и не отвечающие их первоначальным замыслам, но соответствующих требованиям ПЗЗ (например, если участок покупался с разрешённым использованием «под промышленное производство», а ПЗЗ для участка была установлена «зона торговых объектов», собственник участка может изменить профиль деятельности и возвести взамен промышленного цеха торговое строение, либо передать участок под торговлю в аренду). Между тем, для арендатора таким образом «подстроиться под ПЗЗ» совершенно невозможно, поскольку изменение цели предоставления участка из земель в публичной собственности в договоре аренды, в том числе по соглашению сторон, недопустимо, что не раз подтверждалось судебной практикой.

https://www.youtube.com/watch?v=5pF5EeW-Cno

В данной ситуации арендатор может потребовать от публичного собственника досрочного расторжения договора аренды по мотиву существенного изменения обстоятельств (кроме того, при этом можно взыскать убытки).

В отношении собственников участков, потерявших с принятием ПЗЗ возможность его использования, некоторые суды признают право потребовать у публичного органа выкупить такой участок (однако примеры использования подобного права на настоящий момент отсутствуют).

ПЗЗ относит земельный участок к двум и более территориальным зонам

Распространённой является ситуация, когда при издании ПЗЗ не учитываются текущие границы земельных участков, в результате чего их территория «разрезается» границами территориальных зон, а сами участки попадают в две или более территориальные зоны одновременно.

Данная ситуация напрямую противоречит нормам закона, который предусматривает специальное требование о том, что границы земельных участков и границы территориальных зон не должны пересекаться, т.е. каждый участок может относиться только к одной территориальной зоне.

Если подобное произошло, решение может быть двояким.

Если участок был сформирован в текущих границах до издания ПЗЗ, его правообладатель имеет право оспорить положения ПЗЗ в части установления границ территориальных зон.

По практике, в таких случаях суд признает ПЗЗ в указанной части недействующими, а в случае заявления соответствующих требований административным истцом обяжет орган, уполномоченный на изменение ПЗЗ (специальную комиссию по их подготовке), изменить границы территориальных зон так, чтобы они не пересекали границы земельного участка.

Если же, наоборот, участок был сформирован после введения в действие текущей редакции правил землепользования и застройки, предусматривающей две территориальные зоны для одного участка, оспаривание ПЗЗ будет неэффективным. В данном случае необходимо делить участок по границам зон и/или предъявлять иск о взыскании убытков к Росреестру.

ПЗЗ содержит информацию об иных ограничениях использования земельного участка

Помимо территориальных зон, ПЗЗ содержат также информацию об иных видах зонирования территории, которые также могут накладывать ограничения на использование участка.

Так, ПЗЗ содержат информацию, в том числе, о границах зон с особыми условиями использования территории (природо-охранные, охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения), о границах красных линий, полос отвода дорог.

Следует учитывать, однако, что в данной части правила землепользования и застройки лишь отражают сведения о границах таких зон, содержащиеся в специальных актах уполномоченных субъектов; сам орган по разработке ПЗЗ не вправе устанавливать данные границы самостоятельно.

Поэтому информация ПЗЗ о прохождении границы указанных зон может быть оспорена только в случае, если одновременно будут оспорены положения того или иного акта, установившего указанную границу.

ПЗЗ устанавливает параметры разрешённого строительства, не допускающие застройку земельного участка

Права землепользователя могут быть нарушены и в том случае, если территориальные и иные зоны допускают использование участка для нужд, определённых правообладателем. ПЗЗ могут устанавливать ограничения для наиболее важного способа использования участка – его застройки.

В норме, правила землепользования и застройки должны предусматривать набор параметров, характеризующих возможность осуществления строительства: плотность, высотность застройки, нормативные отступы от границ участка при строительстве.

В некоторых же случаях ПЗЗ устанавливает, что параметры строительства установлены «по фактическому использованию», т.е. застройка данного участка запрещена. Именно такой режим установлен для большей части застроенной территории в ПЗЗ Москвы (зона сохраняемого землепользования «Ф»).

В таком случае целесообразно ставить вопрос не о судебном оспаривании ПЗЗ, а об их изменении по заявлению землепользователя.

https://www.youtube.com/watch?v=PJEiJFTUCug

Однако в иных случаях ПЗЗ могут в принципе не содержать сведений о параметрах застройки.

Тогда при получении градостроительного плана земельного участка велика вероятность увидеть в данном документе взамен параметров разрешённого строительства либо ноль, либо фразу «определяется проектом планировки территории».

Включая данную фразу в ГПЗУ, органы государственной власти и местного самоуправления принуждают землепользователя к подготовке проекта планировки территории – длительной и затратной процедуре, по времени осуществления в некоторых случаях сопоставимой с самим строительством.

Такое содержание ПЗЗ и ГПЗУ может быть оспорено в судебном порядке.

Допущено грубое нарушение порядка принятия ПЗЗ

ПЗЗ могут также быть успешно оспорены в том случае, если будет доказано, что при их принятии была существенно нарушена соответствующая процедура: например, не были проведены публичные слушания, согласования заинтересованных органов и т.д.

Наши услуги: территориальная зона не соответствует цели, вопрос о соответствии генплана и разрешенного использования земли,вопрос о правильности использования земельного участка, обратная сила пзз, какой раздел пзз нужно заказывать для смены вида разрешенного использования.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/generalnyy-plan-i-pzz/narusheniya-pri-prinyatii-pzz

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области

Нарушение правил землепользования

Управление Росреестра по Смоленской области осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением гражданами, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти требований земельного законодательства на территории Смоленской области.

За нарушение требований земельного законодательства предусмотрена административная ответственность (ст. 7.1, ст. 7.34, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ). В перовой части мы рассмотрели  нарушения требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ст. 7.

1 КоАП РФ.

В данной статье мы рассмотрим нарушение требований земельного законодательства, за которые административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Административное наказание по данной статье предусматривает наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

https://www.youtube.com/watch?v=y2Z-6Re81IE

Согласно пунктам 2 – 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Кроме того, необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог                        (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 “Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов” (далее – Приказ № 39) установлены виды разрешенного использования.

Согласно п. 2.7.1 Приказ № 39 в случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Вместе с тем, изменение функционального назначения зданий, расположенных на земельном участке, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов влечет изменение функционального назначения земельного участка и, как следствие, вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате налоговых платежей, а также налоговая база, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, согласно налоговому законодательству и является налоговой базой для исчисления земельного налога. Таким образом,  использование земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования  влечет  за собой искажения при начислении земельного налога.

Например.

Если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке у Вас должен стоять жилой дом и использовать земельный участок Вы можете только под ИЖС,  то есть: под строительство жилого дома и обслуживание этого дома.

  А если Вы на данном земельном участке построили автомойку или магазин или используете свой жилой дом под автомойку или магазин, то используете Вы свой земельный участок не по целевому назначению и нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Что нужно сделать, чтобы не допустить данное нарушение:

– Используйте участок в соответствии с целевым назначением.

– Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также  посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

– Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН.

Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Данные действия позволят избежать нарушения земельного законодательства и вы не будет привлечены к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций.

Заранее и заблаговременно примите все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений требований земельного законодательства.

Источник: https://duhov.admin-smolensk.ru/kadastr/razyasneniya-dejstvuyuschego-zemelnogo-zakonodatelstva-s-celyu-nedopuscheniya-narushenij-chast-2-/

Правила землепользования и застройки сельского поселения 2017

Нарушение правил землепользования

Соседские споры нередко затрагивают правила землепользования и застройки сельского поселения. Обустройство личного участка может пагубно отразиться на благоустройстве соседа, и тогда конфликт неминуем. Расскажем в статье, какие правила следует соблюдать, и какая ответственность возможна за нарушения порядка пользования землей.

Какие правила землепользования необходимо соблюдать?

Далеко не всегда дачники и землевладельцы считаются с мнением соседей или закона касательно обустройства участка. Однако принцип «моя земля – что хочу, то и делаю» может пагубно отразиться не только на отношениях с соседями, но и на самом собственнике.

Чтобы не произошло неприятных ситуаций, необходимо соблюдать правила землепользования и застройки. Расположение строений устанавливается СНиП 30-02-97. В этом нормативном документе прописаны санитарные нормы месторасположения таких строений как: баня, уличный туалет и душ, хозяйственные постройки, компостер и т.д.

В документе приведены следующие расстояния:

  • от хозяйственных построек до линий улиц и проездов – 5 м;
  • от жилого дома до границы участка соседей – 3 м;
  • от строений, предназначенных для содержания скота и птицы до границы с соседним участком – 4 м;
  • для других построек в отношении к соседнему участку – 1 м.

При возведении на участке хозяйственных построек запрещено делать скат с крыши на соседний участок. Это будет считаться нарушением санитарных норм и приведет к конфликту.

Кроме того есть и иные установленные минимальные расстояния, которые касаются построек как на своем, так и по отношению к соседнему участку:

  • от жилого дома до уборной – 12 м;
  • от душа (бани, сауны) до дома – 8 м;
  • от источника воды до уборной или компоста – 8 м.

За нарушение установленных санитарных норм гражданин может быть привлечен к различным видам ответственности. Рассмотрим, какое наказание предусмотрено законодательством.

Отдельного внимания требует вопрос о правилах размещения современных канализационных систем и водоснабжения в жилых домах (сливные колодцы, септики и т.д.). Для каждой системы предусмотрены свои требования.

В общем порядке септик не может быть размещен на расстоянии ближе 5 м от стены дома и меньше чем на 2 м от границы участка.

Также потребуется соблюсти расстояние от источника воды (скважины, колодца, водоема) – 20-50 м.

Это общие требования. Они могут отличаться для отдельно взятого участка, товарищества или региона.

Ответственность за нарушение правил землепользования

За нарушение правил землепользования может наступить гражданская, административная или даже уголовная ответственность.

Гражданским законодательством предусмотрено право требования возмещения имущественного ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью. Сосед может подать иск в суд и добиться материальной компенсации в адекватном размере.

Привлечение к административной ответственности возможно при следующих нарушениях:

  • строительство зданий (в том числе и жилых) без разрешения соответствующих инстанций;
  • нарушение правил ввода объектов недвижимости в эксплуатацию;
  • нарушение установленных стандартов и других нормативных актов в области строительства;
  • несоблюдение экологических требований при проектировании и размещении объектов.

За каждое из вышеперечисленных нарушений налагаются штрафные санкции от 500 до 2500 рублей для граждан. Если нарушение правил приведет к тяжким последствиям (причинение серьезного вреда здоровью, гибель людей, крупный ущерб имуществу), то возможно привлечение к уголовной ответственности.

Куда жаловаться?

Разумеется, соблюдение всех норм возможно только при предварительном тщательном проектировании участка до постройки жилого дома. Однако такой подход в современных реалиях – редкость. Поэтому подавляющее большинство землевладельцев имеет множество нарушений и конфликтные отношения с соседями.

Хорошо, когда сосед идет на компромисс, но так бывает не всегда. Что делать если землевладелец смежного участка нарушает ваши права?

Если это садовое или дачное товарищество (кооператив), то для начала следует подать жалобу в правление. В письменной жалобе следует прописать все нарушения и требования. Перед направлением документа руководству следует уточнить, какие правила и ограничения действуют в конкретно вашем товариществе. По закону дачные кооперативы вправе устанавливать местные ограничения и нормы.

Если у вас сельское поселение или в правлении товарищества вам не помогли, то следующим шагом будет обращение в муниципалитет. Там обязаны рассмотреть вашу претензию, так как управление некоммерческими объединениями или населенным пунктом входит в сферу компетенции администрации.

Самоуправство соседей наказуемо. Вероятнее всего, за нарушение правил землепользования они будут привлечены к административной ответственности. В соответствии с КоАП РФ это будет или предупреждение или наложение штрафных санкций в размере 1000-2000 рублей.

Кроме того, пострадавшая сторона может требовать возмещения ущерба и сноса неправомерного строения в судебном порядке. В суде потребуется доказать, что постройка создает угрозу жизни или здоровью, а также окружающей среде. К примеру, если сосед нарушит правила противопожарной безопасности, то угроза очевидна.

Есть ли практический смысл судиться с соседями? Судебная практика включает множество примеров, когда нарушитель привлекался к ответственности в результате подачи искового заявления потерпевшей стороны.

При возникновении вопросов, касающихся правил землепользования и застройки, или споров с соседями обращайтесь за консультацией к юристу. Получить правовую помощь можно на нашем сайте.

Прежде чем обращаться в суд все-таки попробуйте договориться с соседом мирным путем. Возможно, достаточно будет высказать свое намерение обратиться в судебные органы для решения проблемы – ведь судебное разбирательство отнимает не только время, но и деньги.

Источник: https://estatelegal.ru/zhkx/spory-s-sosedyami/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-selskogo-poseleniya/

Нарушение правил застройки земельных участков

Нарушение правил землепользования

Виды юридической ответственности за нарушение правил землепользования

Юридическая помощь в земельных правоотношениях

Процесс возведения жилых и производственных зданий на территории городов, поселков и других населенных пунктов регламентируется нормами Градостроительного кодекса и правилами землепользования и застройки. Эти акты призваны исключить риск нарушений при строительстве, повысить ответственность проектировщиков и инженеров, чиновников и рабочих и установить меры наказания за нарушение техники безопасности.

В правилах землепользования каждому участку земли присвоена своя категория, в соответствии с которой он и должен эксплуатироваться. Несоблюдение такой классификации является грубым нарушением закона и может повлечь для виновного ряд негативных юридических последствий.

Четкая регламентация земельных отношений нужна для того, чтобы упростить процесс получения разрешений на строительство и решение иных вопросов, связанных с возведением зданий. Именно поэтому нарушение таких норм строго карается законом.

Виды юридической ответственности за нарушение правил землепользования

В зависимости от того, в чем выразилось такое нарушение, и какие санкции за него предусмотрены, лицо, виновное в неисполнении указанных правил, может быть привлечено к гражданской и административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.

Так, если при осуществлении градостроительной деятельности гражданин или чиновник нарушили нормы соответствующего кодекса, возмещение вреда, причиненного при этом другим людям, их жизни и здоровью, осуществляется по правилам гражданского законодательства. Такая ответственность носит обычно материальный характер и состоит в выплате неустойки, пени и компенсации ущерба.

  1. Нормы административного кодекса предусматривают наказание в следующих случаях:
  2. нарушение порядка строительства или ввода объектов в эксплуатацию;
  3. возведение коммерческих и жилых зданий без разрешения;
  4. нарушение порядка выдачи таких разрешений должностными лицами;
  5. заселение и использование жилых домов, производственных и гражданских зданий и объектов без их ввода в эксплуатацию;
  6. нарушение норм и требований государственных стандартов, допущенное при изготовлении строительных материалов или выполнении строительных/монтажных работ;
  7. нарушение норм экологического законодательства при проектировании зданий, их размещении и эксплуатации;
  8. осуществление работ, для проведения которых необходима лицензия, без такого разрешения.

Основной вид наказания за такие правонарушения – денежный штраф, который может быть наложен как на должностное лицо, так и на государственный орган или компанию. В случае, если виновным признается юридическое лицо, помимо штрафа к нему может быть применена иная мера ответственности – административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В качестве отягчающих обстоятельств в таких делах может выступать отказ виновного лица устранять допущенные нарушения или вызванные этим негативные последствия, коснувшиеся широкого круга лиц, нарушение техники безопасности при производстве работ и злостный характер таких деяний, то есть их неоднократное и намеренное повторение.

Дисциплинарная ответственность – это меры воздействия, которые могут быть приняты в рамках трудового законодательства к сотруднику, по вине которого были нарушены Правила землепользования и другие градостроительные нормы. Среди них законодатель перечисляет выговоры, замечания и даже увольнение с должности.

В случае, если допущенные при строительстве или проектировании зданий нарушения повлекли тяжкие последствия (смерть людей или получение ими увечий, финансовый ущерб для бюджета, хищение денежных средств, фальсификация документов) и имеют признаки преступления, виновные в них лица подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Юридическая помощь в земельных правоотношениях

Девелоперские компании и проектировщики зданий, строительные фирмы и посредники – вот основные категории клиентов земельного юриста. Все эти лица заинтересованы в четком соблюдении правил застройки и градостроительных норм и нуждаются в профессиональной и своевременной юридической поддержке.

Наша компания оказывает такие услуги уже несколько лет, постоянно улучшая качество консультаций и не забывая о повышении квалификации работающих у нас юристов.

С их помощью вы сможете выиграть судебные споры, связанные с нарушением правил застройки и нецелевым использованием земли, противостоять незаконным претензиям государственных органов и обжаловать уже вынесенные в отношении вашей компании решения. К компетенции наших сотрудников относятся также дела об установлении сервитута, межевании участков и изменении их границ.

Узнать подробности об этой услуге и получить первую бесплатную консультацию вы можете в рабочее время в офисе нашей компании.

Источник: https://law-free.ru/zemelnye_spory/narushenie_pravil_zastroyki_zemelnyh_uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.