Налоги и их виды принципы налогообложения

Налоги и их виды. Принципы налогообложения

Налоги и их виды принципы налогообложения

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги: на их долю приходится приблизительно 80-85% доходов Федерального бюджета РФ.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст.

8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу налогообложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения.

Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваемых конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике.

К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, на их долю приходится приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки.

Средней ставкой налога называется отношение суммы налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта налогообложения.

К такого рода налогам, в частности относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении налога в России действуют равные ставки налога.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов.

На сегодняшний день количество налогов остается в России остается достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.

К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида применяется на уровне отдельных штатов.

Несмотря на такое разнообразие налогов в РФ, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них.

Львиная доля налоговых доходов федерального бюджета (около 96%) приходится на НДС, акцизы, налог на прибыль и таможенные пошлины.

В США основной объем поступлений в доход государства обеспечивают личный подоходный налог, акцизы и налоги с продаж, налог на собственность и налог на прибыль корпораций.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс производства.

Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений.

Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии.

Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 80-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок.

По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства.

Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным или местным налогам на срок до одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.

Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 0, до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.

Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично.

Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополнительные выгоды не только водители.

Во-вторых, принцип получения благ неприменим в отношении социальных расходов государства – в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги.

В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода.

Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительного дохода более обеспеченного.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали равной полезностью для их владельцев.

Критерий Викселля: после уплаты налогов каждый налогоплательщик должен ощущать одинаковую потерю.

Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Противники этого выдвигают следующие аргументы.

Во-первых, в случае его использования неправомерно искажаются результаты рыночной деятельности людей;

во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения.

(Дж. Милль так выразил свой взгляд на эту проблему: «Облагать большие доходы более высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, наказывать человека за то, что он работал усерднее и сберег больше, нежели его сосед».)

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнения доходов казны).

Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведения людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.

Круг задач, которые решает с ее помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирования роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике.

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес.

Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок или налоговые освобождения для определенных для определенных отраслей экономики, или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога.

Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов. Примером разумного подхода к этой проблеме может служить налоговая политика, проводимая с середины 1980-х гг. в ФРГ. Рост реальных доходов населения, наблюдавшийся с начала 60-х гг.

, привел к тому, что доля налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной предельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная реформа подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г.

– уже 19 млрд.

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получение результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице.

Источник: https://studopedia.su/9_27388_nalogi-i-ih-vidi-printsipi-nalogooblozheniya.html

Налоги, их виды. Принципы налогообложения

Налоги и их виды принципы налогообложения

Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи государству физических и юридических лиц.

Необходимость налоговых сборов возникает, как только появляется государство, поскольку для осуществления своих функций оно должно иметь определенный доход. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно вынуждено собирать налогов.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Важнейшими функциями налогов являются:

· фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;

· регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

· социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы: объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению); субъект налога (налогоплательщик, т.е.

физическое или юридическое лицо); источник налога (доход, из которого выплачивается налог); единица обложения (единица измерения объекта в денежном выражении); ставка налога (величина налога с единицы объекта в %); налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика от налога); налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами).

Налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы или имущество субъектов экономики, которые зависят от эффективности функционирования этих субъектов в настоящее время.

Косвенные налоги всегда включаются в цену товара, и таким образом основная тяжесть косвенного налогообложения, как правило, переносится на потребителей в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Механизм был рассмотрен во втором разделе данного пособия (тема 8).

К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, налог на сделки с ценными бумагами и др.

В косвенные налоги входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж (или с оборота), таможенные пошлины и т.п..

Различаются следующие виды налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные и твердые.

Прогрессивные налоговые ставки – это ставки, размер которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.

Пропорциональные налоговые ставки – не зависят от размера налогооблагаемой базы.

Регрессивные – с увеличением налогооблагаемой базы ставки уменьшаются.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода.

Используя разные виды налогов и методы их расчета, государство формирует налоговую систему, опираясь при этом на определенные принципы. Основные принципы построения налоговой системы, названные «максимами обложения», были предложены еще А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»:

· Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, какими они пользуются под покровительством и защитой государства.

· Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народов возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству[131].

В настоящее время с учетом изменившихся условий принципы построения налоговой системы дополнены другими учеными (М. Фридмен, А. Вагнер и др.)

В современной смешанной экономике принципы построения налоговой системы конкретной страны определяются налоговым кодексом или другим аналогичным документом.

Зависимость собираемой государством массы налогов от суммарной налоговой ставки отражается в кривой Лаффера:

До определенного уровня повышения налоговая ставка способствует увеличению поступлений в государственный бюджет. После этого дальнейшее повышение налоговой ставки приводит к уменьшению налоговой массы по двум причинам.

Первая – повышение налоговых ставок на производителей в качестве неценового фактора воздействует на сдвиг кривой совокупного предложения влево, в результате уменьшается налогооблагаемая база и, следовательно, поступления в государственный бюджет; вторая – экономические субъекты стремятся уклониться от налогообложения, уходя «в тень».

Налоговая масса

0 N1 N2 Налоговая ставка,%

Рис. 21.1. Кривая Лаффера

В результате и при низкой налоговой ставке N1, и при чрезмерно высокой N2 государство получает одинаковую сумму денежных средств в государственный бюджет (см. рис. 5.1).

При этом ставка N1 намного выгоднее как с точки зрения фирмы, домашних хозяйств, так и с точки зрения государства.

Это связано с тем, что относительно низкие налоговые ставки стимулируют увеличение реальных объемов производства и реальных доходов, а также позволяют государству уменьшить расходы на социальные программы.

В экономически развитых странах используются два разных подхода к формированию налоговой системы.

Первый. В странах с либеральной рыночной экономикой (США, Великобритания) налоговая ставка, как правило, устанавливается ниже уровня, позволяющего максимизировать поступление налогов в государственный бюджет. Но государство ограничивает выделение средств на социальные программы.

Второй. В странах социально-ориентированной рыночной экономики суммарная налоговая ставка более высокая (50-60%) (Германия, Швеция) и через бюджет перераспределяется большая доля созданного продукта и дохода с целью снижения дифференциации доходов.

В России при выборе основного направления переходной экономики была выбрана ориентация на социальное рыночное хозяйство, что было обусловлено экономическими, политическими и идеологическими причинами, т.е.

государство, хотя и сократило объем средств на социальные программы, но не отказалось от их выполнения в условиях экономического спада.

Это привело к необходимости не снижения, а повышения налогов, что, в свою очередь, привело к дальнейшему спаду.

К 1995 г. проявилась необходимость проведения налоговой реформы. Все предложения по реформированию налоговой системы можно разделить на три группы:

1. Снижение ставки всех налогов. Однако это направление на практике осуществить стало невозможно. За период реформ государственный внешний долг вырос в несколько раз, причем основная сумма кредитов была получена не от государств, а от международных экономических организаций.

Если отдельные государства согласно нормам международного права не имеют права вмешиваться во внутренние дела другой страны, то международные организации при предоставлении кредитов ставят определенные условия.

Одним из таких условий было согласование с ними размера косвенных налогов.

2. Снизить налоги на производителей, не увеличивая тяжесть налога на потребителя.

Экономисты, выдвигающие эти предложения, исходили из того, что за первые 3-5 лет уровень жизни снизится, а дефицит бюджета возрастет.

Но снижение налогов на производителей обеспечит стабилизацию и экономический рост, что в конечном счете будет способствовать повышению реальных располагаемых доходов, даже при более высоких налоговых ставках.

3. Отменить налог на прибыль, заменив его налогом на выручку. Смысл этого предложения – уменьшить возможность уклонения от уплаты налогов.

4. Предложено введение налогов на вмененный доход.

В той или иной степени в новом налоговом кодексе учтены все эти предложения: во-первых, уменьшилось количество налогов; во-вторых, снижены ставки некоторых налогов; в-третьих, для предприятий малого бизнеса дана возможность выбирать между стандартной и упрощенной системой налогообложения.

Источник: https://studopedia.ru/18_58263_nalogi-ih-vidi-printsipi-nalogooblozheniya.html

Основные виды и функции налогов в государстве: Подробный анализ

Налоги и их виды принципы налогообложения

Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.

Налог – это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора – обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.

При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.

Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.

Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения – это налоговая система государства.

Важно выделять и такие элементы налога, как:

  • Налогоплательщики.
  • Налоговая база.
  • Объекты налогообложения.
  • Налоговые льготы.
  • Единицы налогообложения.
  • Порядки исчисления.
  • Налоговые ставки.
  • Источники налога.
  • Налоговые периоды.
  • Порядки уплаты.
  • Налоговые оклады.
  • Сроки уплаты налогов.

Данные взносы в государственную казну – весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:

  • Прямые и косвенные.
  • Аккордные и подоходные.
  • Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

Виды

  1. Прямые – налоги на доходы от факторов производства (налоги на доходы, налоги на прибыль).
  2. Косвенные – налоги, скрытые в цене товара (НДС, акцизы).
  3. Аккордные – независящие от уровня доходов.

  4. Подоходные – представляющие из себя какой-то процент от дохода:
    • прогрессивные (налоговая ставка повышается с повышением дохода);
    • регрессивные (при увеличении доходов ставка падает – типа скидка за опт);
    • пропорциональные (ставка не зависит от величины дохода).

Прямые и косвенные

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4)
  • по применимости:
  • по изъятию средств (методу взимания):
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов.

Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления.

Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству.

Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления.

Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

Таблица с примерами прямых и косвенных налогов

Прямые налогиКосвенные налоги
Для юридических лиц:

  • Земельный;
  • Транспортный;
  • С прибыли;
  • Имущественный;
  • Водный;
  • На полезные ископаемые;
  • Игорный.

Для физических лиц:

  • На доходы;
  • Имущественный;
  • Транспортный;
  • Земельный.
Виды:

Налоговый процесс обеспечивает своеобразный «симбиоз» между государственными и коммерческими структурами. Получая периодические взносы от деятельности различных финансовых организаций, государство имеет возможность формировать свой бюджет.

Коммерческие структуры в свою очередь могут получить кредиты от государственных банковских организаций.

Рассмотренные способы налогообложения позволяют выстроить баланс в распределении поступивших финансов, который, в свою очередь, помогает достичь максимальной эффективности всей налоговой системы.

Аккордные и подоходные

Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

Источник: https://abcdwork.ru/finansy/osnovnye-vidy-i-funkcii-nalogov-v-gosudarstve-podrobnyj-analiz.html

Налоги. Налогообложение . Кратко. – УчительPRO

Налоги и их виды принципы налогообложения

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=kq1pqH0qkZs

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

 Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

  4. Соответствие Конституции РФ.

    Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.

  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

 Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).

  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).

  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).

  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения.

    Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.

  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога.

    Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.

  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога.

    Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.

  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.

  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию.

    Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.

  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

 Виды налогов

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.