Кто является собственником земель населенных пунктов

Содержание

Земли населенных пунктов в 2019 году: понятие и границы, состав, предназначение и порядок использования земельных участков | Земельный эксперт

Кто является собственником земель населенных пунктов

Согласно положениям ст. 83Земельного кодексаРФ, землями населенных пунктов считаются территории, передаваемые под строительство и предназначенные для дальнейшего развития города или села.

Распоряжаются такими наделами местные власти, в частности администрация. Земли могут быть переданы населению, организациям, государственным органам для дальнейшей застройки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земли населенных пунктов могут быть предоставлены по праву временного распоряжения в рамках арендного соглашения, в порядке безвозмездной срочной эксплуатации или по праву собственности.

Данные площади играют в жизни населения существенную роль, поскольку именно на этих территориях располагается большая часть жилых домов, размещаются все необходимые здания социальной инфраструктуры, административные постройки, промышленные и производственные сооружения.

Площадь каждой территории зависит от типа поселения, который, в свою очередь, определяется по численности населения. Если количество жителей превышает 3 млн.

человек, речь идет о мегаполисе и, соответственно, земель у данного образования очень много.

Малые сельские поселения могут насчитывать меньше 200 человек, и наделы такого образования имеют незначительную площадь.

Понятие и границы населенных пунктов

В п. 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ указано, что границы городов и сел отделяются друг от друга площадями других групп. В рамках землепользования существует такое понятие, как черта населенного пункта. Этим термином обозначается внешняя граница городов, сел, поселений, которая отделяет их от остальных регионов, городов, поселков.

Важно отметить, что границы города или села не могут иметь пересечений с чертой населенного пункта, выходить за нее, либо накладываться на земельные участки, выделенные частным лицам или организациям.

Порядок изменения границ населенных пунктов позволяет определить и утвердить черту поселения. Мероприятие по разграничению проводится согласно положениям градостроительного регламента.

В результате проведения данной процедуры определяются не только границы села или города, но составляется перечень видов земель, имеющихся в составе всего комплекса.

Установление и изменение границ населенных пунктов

Под установлением и изменением границ поселений понимаются:

  1. Принятие или внесение поправок в генплан города или поселка, где обозначены все границы населенных пунктов, включенных в состав площадей конкретного поселения.
  2. Изменение и принятие схемы территориального планирования общей зоны границ города или села, отражающей границы межселенных зон, то есть площадей, находящихся вне границ поселения.

Утверждение изменения разграничений городов федерального значения производится по решению Совета Федерации.

Независимо от того, произошло ли включение земель в состав территории населенного пункта, права собственников земельных участков, а также арендаторов и землепользователей остаются неизменными.

Состав земель населенных пунктов

Территория города или села может быть представлена наделами, имеющими целевое значение. В состав земель населенного пункта, входят:

  • жилые территории;
  • общественно-деловые площади;
  • зоны производственного характера;
  • наделы инженерно-транспортных инфраструктур;
  • площади рекреационного типа;
  • сельхозугодья;
  • специальные и военные объекты.

Правила эксплуатации указанных земельных участков устанавливаются определенным регламентом с учетом особенностей каждой категории земель.

Во внимание берутся: месторасположение площади, вероятность развития и сочетаемость с другими группами наделов.

Данный регламент устанавливается в рамках одной зоны и является основой правового режима пользования землями и всем, что располагается на площади и под ее поверхностью.

Установленный порядок землепользования является обязательным для каждого распорядителя массива, независимо от типа владения. Собственники и пользователи распоряжаются участками в рамках определенного типа применения. Виды использования земель населенных пунктов определены градостроительным регламентом.

Предназначение земельных участков, входящих в состав различных зон

В зависимости от того, к какой группе земель принадлежит тот или иной участок, выполняется зонирование территорий населенных пунктов. Каждая группа имеет свое описание и функциональное назначение:

  1. Жилые зоны используются для постройки жилых объектов. Также к этой группе можно отнести объекты культурного или бытового назначения. Обычно такие территории используются для индивидуального строительства или застройки зданиями различного типа.
  2. В общественно-деловую группу входят здания административного типа и строения, являющиеся образовательными, социально-культурными центрами, используемыми для общего пользования.
  3. Территории производственного назначения используются для возведения промышленных, коммунальных и складских построек.
  4. Инженерно-транспортные площади предполагаются для размещения различных путей сообщения, в частности, железных дорог, автомобильных трасс, морского, воздушного и трубопроводного типа. Также на данных массивах возводятся инженерно-технические объекты.
  5. Рекреационные зоны подходят для устройства городских парков, скверов, садов, а также для создания искусственных водоемов.
  6. Особо охраняемые территории представляют собой земли, являющиеся историческими или культурными памятниками, а также участки, имеющие важное эстетическое и оздоровительное значение.
  7. Сельскохозяйственные угодья обычно предоставляются под пашни, посадки, а также под возведение зданий, имеющих сельхозназначение.

Территории общего пользования, такие как дороги, улицы, скверы, пляжи и другие земли могут входить в комплекс площадей сел и городов, однако, в приватизации они участие принимать не могут.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-naselennyx-punktov/

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Кто является собственником земель населенных пунктов

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Земли поселений – состав, назначение и правовой режим в 2021 году

Кто является собственником земель населенных пунктов
Время чтения: 4 минут

Правовые нюансы того, как использовать земли поселений, затрагивают все слои населения страны, независимо от того, есть ли у них в пользовании участок или нет.

Особенно актуален данный вопрос для тех, кто решил приобрести землю под застройку.

Разобравшись в правовых аспектах заключения сделки, будущий землевладелец не только сэкономит время, но и сможет рассчитывать на желаемый результат.

Смысл термина

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, стоит объяснить, что такое земли поселений. Для этого следует ориентироваться на законодательную базу, в частности, на ст. 83 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Земли поселений – это территория, отделённая от других земель, уже используемая либо готовящаяся для застройки и формирования городской и сельской инфраструктуры.

Площадь должна разбиваться на зоны согласно проекту, утвержденному органами местного самоуправления с учётом правил землепользования и застройки.

И все же определенные полномочия относительно этих земель остаются у государственных структур. Поясним, что это значит. В случае, когда может быть нанесен вред здоровью, жизни человека или окружающей среде, органы власти могут принимать собственные решения в отношении использования территории её владельцем.

Особенности использования

В большинстве случаев участки покупают под застройку. Так как в течение длительного времени не было частной собственности на землю, границы территорий в более-менее крупных населенных пунктах страны отображались на планах. В основном это была индивидуальная жилищная застройка. Сформировались границы, которые имеют скорее условное, чем реальное значение.

Эксплуатация земель поселений осуществляется согласно нормативно-правовым актам. Детально данный вопрос расписан в ЗК РФ.

Каждая территория имеет свои условия эксплуатации, которые устанавливаются отдельно с учётом её локации и возможности использования близлежащих участков. Для любой зоны вводится единый регламент, где устанавливается правой порядок. На него ориентируются при постройке и эксплуатации зданий.

Условия регламента могут быть нарушены, когда:

  • земля используется не по назначению согласно с территориальной областью;
  • площадь участка или здания не отвечают предельным общепризнанным нормам.

Срок, отводимый на устранение несоответствий, может быть неограниченным. Во время исправлений использовать участок можно только тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде и историческим постройкам.

Состав и назначение пригородных территорий

Правила использования пригородных зон тоже регламентирует ЗК РФ. В частности, ст.85 предписывает обозначать состав земель поселений. Принято выделять следующие территориальные зоны:

  • общественно-деловые,
  • населённые,
  • рекреационные,
  • для сельскохозяйственного производства,
  • производственные,
  • инфраструктурные,
  • остальные.

Существует ряд требований относительно установления границ каждой зоны. Они формируются индивидуально, с учётом расположения территории и возможности использовать прилегающие земли для определенной деятельности согласно их назначению.

Назначение земель поселений заключается в том, что они выступают в качестве своеобразной территориальной платформы, на которой размещаются жилые, производственные, офисные, социально-культурные здания, сооружения и объекты, необходимые для удовлетворения потребностей населения.

Ценность и экономическая привлекательность участков зависит от множества факторов:

  • расположения,
  • рельефа,
  • наличия строений и так далее.

Экономические явления в последние годы сильно повлияли на изменение видов эксплуатации земель поселений. Приоритетное значение приобрела застройка жилыми и офисными помещениями, культурно-развлекательными и торговыми сооружениями.

Узнайте больше о том, как производится зонирование земель.

Правовой режим

Главный НПА, определяющий особенности правового режима территорий – ЗК РФ, в частности, ст. 83, 84, 85 и 86, в которых содержится понятие, назначение и использование территорий населённых пунктов.

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) на местном уровне могут вноситься изменения.

Согласно законам земплепользования и застройки, участки, находящиеся в собственности частных, юридических лиц или сданные в аренду, могут быть выкуплены или изъяты в пользу государства.

В этом проявляется правовой режим земель поселений.

Территориальные границы изменяются исключительно на основании законов субъектов РФ. В городах федерального значения корректировки вносит федеральное законодательство после согласования с местными органами власти.

Территориальные границы для административных зон устанавливает Правительство РФ.

Все владельцы земли и арендаторы при эксплуатации участков обязаны учитывать Градостроительный регламент.

Виды законной эксплуатации и застройки

Нельзя обойти вниманием тему использования и застройки земель с учётом их назначения. Можно выделить следующие виды эксплуатации участков:

  1. ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Территория, которая используется исключительно для ведения полевого хозяйства. На таких землях не предусмотрено строительство зданий.
  2. ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Эти земли всегда расположены в зоне жилых поселений. Здесь строят жилые здания, обустраивают коммуникации, формируют социальную инфраструктуру, сети дорог.
  3. СНТ – садовое некоммерческое товарищество. Земли под СНТ отличаются высокой плодородностью, поэтому стоят дорого и, как правило, располагаются за чертой города.
  4. ДНП – дачное некоммерческое партнерство. Земли не так плодородны, как под СНТ. Участки обычно расположены за городом. При их покупке предполагается членство в объединении с возможностью участвовать в собраниях.

Законодательно определено, что можно строить с учётом особенностей территории. Это позволяет использовать участки с максимальной пользой, а главное – по назначению.

Перевод иных территорий в земли поселения

Определенные участки можно перевести в категорию земель поселений. Как правило, это зоны сельскохозяйственного значения и земли запаса. Реже меняют категорию земли водного и лесного фондов.

Определяющий параметр: ценность участка. Часто именно от стоимости земли зависит возможность её перевода в другую категорию. Например, если территория на 50 и более процентов дороже средней стоимости земельных участков по территории муниципалитета, она не подлежит переводу.

Изменение категории происходит на основании заявления физических лиц и организаций. В случае реализации плана по расширению населенного пункта инициатором процедуры может быть государственный орган власти на местах.

 Чем отличаются земли поселений и населённых пунктов

По содержанию различия между землям поселений и населённых пунктов нет. Второе словосочетание – всего лишь новое название земель поселений. Впервые оно было закреплено в Земельном кодексе.

Таким образом, земли поселений и земли населенных пунктов – это одно и то же, хотя в старых документах нередко можно встретить первый термин. На законность документации это не влияет.

Выводы

Покупка земельного участка и недвижимости требует тщательного изучения законодательной базы, соблюдения категории приобретаемого надела и нюансов эксплуатации земли.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-poselenij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.