Формы выездной налоговой проверки

Содержание

Налоговые проверки 2020: порядок проведения, оформление

Формы выездной налоговой проверки

Налоговые проверки 2020: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.

В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2020 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2020 году без проблем.

Налоговые проверки в 2020 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Получать от ФНС требования и отвечать на них вы можете в программе БухСофт. Она контролирует всю переписку с налоговиками. Программа сообщит вам о получении из налоговой инспекции требования и поможет на него ответить. Попробуйте бесплатно:

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. 

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. 

Камеральная налоговая проверка 2020

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2020

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2020: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2020 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2020 году

№ п/пЧто новогоСталоБыло
Норма НК РФЧто теперь сказано
1.Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДСп. 2 ст. 88Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам
2.Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налогаподп. 2 п. 9 ст. 89Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверкиБыло разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3.Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контролеп. 6 ст. 90Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4.Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторноп. 5 ст. 93Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5.Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверокп. 5 ст. 93.1Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6.Появилось дополнение к акту проверкип. 6.1 ст. 101Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

Камеральная налоговая проверка 2020: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2020 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское физлицо.

В двухмесячный срок инспекторы проверят:

  1. Декларацию по НДС российской фирмы или ИП.
  2. Поданные вместе с ней бумаги.
  3. Имеющиеся у налоговиков документы по фирме или предпринимателю, подавшим НДС-декларацию.

Руководитель инспекции уполномочен продлить проверку на три месяца, если до завершения двухмесячного срока у проверяющих появятся подозрения о налоговых нарушениях.

Повторное представление документов – по новым правилам

Инспекция в процессе любой проверки или дополнительного контроля может требовать документы, которые фирма или предприниматель уже подавали в ходе одной из прошлых проверок. Речь идет о двух видах бумаг:

  1. Поданные в прошлый раз в подлинниках и поэтому возвращенные инспекцией после прошлой проверки.
  2. Поданные ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

В остальных случаях до 3 сентября прошлого года инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которыми уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно. Минус в том, что теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако есть и плюс: можно будет не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  1. Что эти бумаги уже подавались.
  2. Реквизиты «повторных» документов.
  3. Название инспекции, в которую в прошлый раз подавались документы.

Установлены и правила такого сообщения. Уведомить инспекцию придется не позднее дня, следующего после даты получения требования налоговиков на подачу «повторных» бумаг. Направить сообщение можно:

  • в бумажной форме – в канцелярию инспекции;
  • в электронной форме – по ТКС или с помощью личного кабинета на сайте ФНС.

Налогоплательщики, которые не должны сдавать электронные декларацию, могут отправить уведомление в инспекцию почтой – заказным письмом.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2020

Требования налоговиковДействия налоговиков
Предоставить дополнительные разъясненияРазрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведенияРазрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям.

Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.

1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2020 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий – дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/пДействие инспекцииДействие налогоплательщикаСрок
1.Составляет дополнение к акту проверки15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2.Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателюПодтверждает получение распиской или иным способомПять дней после оформления дополнения к акту проверки
3.Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Источник: https://buh.bg63.ru/novosti/nalogovyie-proverki-2019-poryadok-provedeniya,-oformlenie/

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@

Формы выездной налоговой проверки

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г.

N ММВ-7-2/628@
“Об утверждении форм документов предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)”

В соответствии с пунктом 8 статьи 25.14, подпунктом 4 пункта 1, пунктом 4 статьи 31, пунктами 2, 3 статьи 88, пунктами 2, 5.1, 6, 9, 15 статьи 89, пунктами 2, 6, 8 статьи 89.1, пунктом 1 статьи 90, пунктом 3 статьи 91, пунктами 1, 5 статьи 92, пунктами 1, 3 статьи 93, пунктами 3, 4, 7 статьи 93.1, пунктом 1 статьи 93.

2, пунктами 1, 6 статьи 94, пунктами 3, 6, 10 статьи 95, пунктом 4 статьи 100, пунктами 2-4, 6-8, 10, 11, 15.1 статьи 101, пунктами 1, 3, 7, 8 статьи 101.4, пунктом 7 статьи 105.16-3, пунктами 1, 6, 7, 14 статьи 105.17, пунктами 3, 5 статьи 105.

29 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3824; 2018, N 32 (ч. 2), ст. 5127), пунктом 3 статьи 176, пунктами 8, 12, 15, 24 статьи 176.1, пунктами 2, 5 статьи 184, пунктом 4 статьи 203, пунктами 5, 9, 12 и 20 статьи 203.1 и пунктом 12.

1 статьи 204, пунктом 7 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 32, ст. 3340; 2018, N 42 (ч. 2), ст. 6373), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.

2004 N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2018, N 41, ст. 6269), приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Форму “Требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях” согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

1.2. Форму “Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)” согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

1.3. Форму “Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки” согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

1.4. Форму “Требование о представлении пояснений” согласно приложению N 4 к настоящему приказу;

1.5. Форму “Решение о проведении выездной налоговой проверки” согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

1.6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

1.7. Форму “Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки” согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

1.8. Форму “Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки” согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

1.9. Форму “Справка о проведенной выездной налоговой проверке” согласно приложению N 9 к настоящему приказу;

1.10. Форму “Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков” согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

1.11. Форму “Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков” согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

1.12. Форму “Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков” согласно приложению N 12 к настоящему приказу;

1.13. Форму “Протокол допроса свидетеля” согласно приложению N 13 к настоящему приказу;

1.14. Форму “Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица” согласно приложению N 14 к настоящему приказу;

1.15. Форму “Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов” согласно приложению N 15 к настоящему приказу;

1.16. Форму “Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов” согласно приложению N 16 к настоящему приказу;

1.17. Форму “Требование о представлении документов (информации)” согласно приложению N 17 к настоящему приказу;

1.18. Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, согласно приложению N 18 к настоящему приказу;

1.19. Форму “Решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации)” согласно приложению N 19 к настоящему приказу;

1.20. Форму “Поручение об истребовании документов (информации)” согласно приложению N 20 к настоящему приказу;

1.21. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов согласно приложению N 21 к настоящему приказу;

1.22. Форму “Решение об истребовании документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора)” согласно приложению N 22 к настоящему приказу;

1.23. Форму “Постановление о производстве выемки документов и предметов” согласно приложению N 23 к настоящему приказу;

1.24. Форму “Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов” согласно приложению N 24 к настоящему приказу;

1.25. Форму “Постановление о назначении экспертизы” согласно приложению N 25 к настоящему приказу;

1.26. Форму “Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав” согласно приложению N 26 к настоящему приказу;

1.27. Форму “Акт налоговой проверки” согласно приложению N 27 к настоящему приказу;

1.28. Требования к составлению Акта налоговой проверки согласно приложению N 28 к настоящему приказу;

1.29. Форму “Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки” согласно приложению N 29 к настоящему приказу;

1.30. Форму “Протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля” согласно приложению N 30 к настоящему приказу;

1.31. Форму “Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения” согласно приложению N 31 к настоящему приказу;

1.32. Форму “Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста” согласно приложению N 32 к настоящему приказу;

1.33. Форму “Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки” согласно приложению N 33 к настоящему приказу;

1.34. Форму “Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля” согласно приложению N 34 к настоящему приказу;

1.35. Форму “Дополнение к Акту налоговой проверки” согласно приложению N 35 к настоящему приказу;

1.36. Форму “Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения” согласно приложению N 36 к настоящему приказу;

1.37. Форму “Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения” согласно приложению N 37 к настоящему приказу;

1.38. Форму “Решение о принятии обеспечительных мер” согласно приложению N 38 к настоящему приказу;

1.39. Форму “Решение об отмене обеспечительных мер” согласно приложению N 39 к настоящему приказу;

1.40. Форму “Решение о замене обеспечительных мер” согласно приложению N 40 к настоящему приказу;

1.41. Форму “Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица” согласно приложению N 41 к настоящему приказу;

1.42. Форму “Решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица” согласно приложению N 42 к настоящему приказу;

1.43. Форму “Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения” согласно приложению N 43 к настоящему приказу;

1.44. Форму “Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)” согласно приложению N 44 к настоящему приказу;

1.45. Требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), согласно приложению N 45 к настоящему приказу;

1.46. Форму “Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)” согласно приложению N 46 к настоящему приказу;

1.47. Форму “Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)” согласно приложению N 47 к настоящему приказу;

1.48. Форму “Требование о предоставлении странового отчета” согласно приложению N 48 к настоящему приказу;

1.49. Форму “Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению” согласно приложению N 49 к настоящему приказу;

1.50. Форму “Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению” согласно приложению N 50 к настоящему приказу;

1.51. Форму “Заявление об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии)” согласно приложению N 51 к настоящему приказу;

1.52. Форму “Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 52 к настоящему приказу;

1.53. Форму “Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 53 к настоящему приказу;

1.54. Форму “Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 54 к настоящему приказу;

1.55. Форму “Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость” согласно приложению N 55 к настоящему приказу;

1.56. Форму “Сообщение о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза” согласно приложению N 56 к настоящему приказу;

1.57. Форму “Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению” согласно приложению N 57 к настоящему приказу;

1.58. Форму “Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению” согласно приложению N 58 к настоящему приказу;

1.59. Форму “Мотивированное заключение об основаниях для отказа (полностью или частично) в возмещении акциза” согласно приложению N 59 к настоящему приказу;

1.60. Форму “Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 60 к настоящему приказу;

1.61. Форму “Решение об отказе в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 61 к настоящему приказу;

1.62. Форму “Решение об отмене решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в заявительном порядке” согласно приложению N 62 к настоящему приказу;

1.63. Форму “Уведомление о непредставлении расчета по страховым взносам” согласно приложению N 63 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

Источник: https://base.garant.ru/72135164/

Выездная налоговая проверка: какие могут быть последствия и как обезопасить свой бизнес

Формы выездной налоговой проверки

У любой налоговой проверки две основные цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты. И, в случае с неуплатой, доначислить эту разницу. Налоговым органом проводится два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию.

По сути, это сверка отраженных в декларации налогоплательщика данных, с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются – здесь у налоговиков больше ресурсов.

В чем особенности выездной проверки, что проверяют и на что рассчитывать по итогам читайте в статье.

Процедура выездной налоговой проверки

Упрощенно проведение выездной проверки выглядит так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, предъявляют результаты его владельцу.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение принимает и подписывает руководитель (либо заместитель руководителя) территориального налогового органа. Оно содержит полное или сокращенное название проверяемого налогоплательщика, детали самой проверки (что проверяют и сроки), а также ФИО проверяющих сотрудников ФНС. Налоговые инспекторы обязаны предъявить подписанное решение предпринимателю в начале процедуры.

Когда руководитель под роспись ознакомится с решением, будет определено фактическое время ее проведения. Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности.

Но если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места: фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца или проверяется ИП без офиса, то налоговую проверку проводят в отдельно снятом предпринимателем офисе по соседству либо в налоговой инспекции.

Налогоплательщику потребуется обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы ФНС, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик – крупная фирма, то в проверке участвует большее число налоговых специалистов.

Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то при выездной проверке налоговики прибегают к различным процедурам:

– инвентаризация – проверка данных в документах налогоплательщика;

– осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;

– запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;

– выемка документов, чтобы подтвердить нарушения налогового законодательства;

– экспертиза – применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

Что проверяют при выездной проверке

Выездная налоговая проверка не означает, что будут проверять полностью. Конечно, не исключен и такой вариант, но обычно к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки. От него зависит, что будут проверять:

– в ходе сплошной налоговой проверки запрашиваются и проверяются все документы организации за отчетный период;

– при выборочной – проверяется часть документации по некоторым отчетным периодам;

– при комплексной – проверяется деятельность организации по всем налогам;

– при тематической – по отдельным видам налогов;

– контрольные – вышестоящий налоговый орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;

– встречные – запрос информации налоговой о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента.

Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные из них:

– КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);

– книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);

– банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);

– кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);

– авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;

– кадровые и зарплатные документы;

– оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры;

– прочие документы, зависящие от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.

Срок выездной налоговой проверки

На проверку у сотрудников налоговой 2 месяца. Отсчет начинается с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев.

Это может потребоваться в ряде случаев: когда необходима дополнительная проверка (если это выяснилось в ходе проверки); если налогоплательщиком не представлены необходимые документы; форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.).

Кроме того, проверку могут временно приостановить для проведения экспертиз, получения информации от иностранных госорганов или перевода на русский язык иностранных документов. Максимально этот период может составить до 6 месяцев.

Окончание проверки и действия предпринимателя

По окончании проведения выездной налоговой проверки инспекторами готовится акт ее проведения. На составление этого документа отводится не более 2 месяцев. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах.

Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки. Изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д. Ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендаций по их устранению и сроками.

В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги и возможные пени и штрафы.

Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

– порядком постановки на налоговый учет;

– опозданием предоставления сведений о расчетном счете;

– уклонением от подачи налоговой декларации;

– неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;

– частичной или полной неуплатой налогов и сборов;

– неуплатой налогов;

– уклонение от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);

– нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт (с отметкой об отказе) направят по почте (заказным письмом) по месту нахождения налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик его точно получит.

Готовим возражения на акты налоговых проверок

Акт проведения выездной налоговой проверки получен, но некоторые выводы налоговиков вызывают несогласие. Если так, то у руководителя компании есть месяц на подачу возражений в письменном виде в инспекцию. Использовать эту возможность обязательно нужно, когда на руках есть реальные аргументы и доказательства – это позволит сэкономить.

Как узнать о готовящейся проверке и оценить налоговые риски

Выездную налоговую проверку, если ее назначили, не избежать. Как правило, заканчивается она серьезными суммами доначислений, но вот заранее узнать о ней не получится. Поэтому стоит заранее заняться профилактикой.

Для этого можно провести внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки.

Этот метод позволит более точно определить возможный сценарий реальной налоговой проверки, понять руководителю все риски организации и подготовить сотрудников к общению с налоговыми специалистами.

И, если не избежать выездных налоговых проверок, то быть подготовленными к ним.

В качестве альтернативы можно регулярно проводить внутренний налоговый и бухгалтерский аудиты. Собственные сотрудники будут проверять всю документацию на предмет ошибок и самостоятельно устранять их.

Основания для проверки

В завершении статьи, приведем список критериев, которым руководствуется налоговая при выборе объектов проверки. Они отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Список в определенной мере позволит руководителям компаний самостоятельно оценивать риски попасть под проверку налоговой.

Итак, под выездную налоговую проверку попадут предприниматели, если:

– налоговая нагрузка налогоплательщика и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;

– налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;

– неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

– если расходы составляют более 83% доходов;

– рост расходов организаций на ОСНО опережает рост доходов от реализации продукции;

– вычет по НДС выше 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;

– налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;

– наличие экономически необоснованных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;

– частое изменение юридического адреса;

– рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности;

– ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (партнерство с недобросовестными контрагентами).

Больше материалов о бухгалтерском и налоговом учете вы можете посмотреть в блоге Фингуру: https://fingu.ru/blog/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b640a631813f400a9365d1a/vyezdnaia-nalogovaia-proverka-kakie-mogut-byt-posledstviia-i-kak-obezopasit-svoi-biznes-5b7195155e6f9100a9900d96

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.