Для общего пользования предназначен

Содержание

Водные объекты общего пользования. Береговая полоса

Для общего пользования предназначен

На дворе – лето, прекрасная возможность отправиться отдыхать на живописный речной берег. Или организовать своё предприятие на берегу озера по вылову рыбы? Легко! Поговорим о том, что такое объекты общего пользования и береговые полосы, о возможностях и опасностях их использования.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ.

Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
  • водотоки: реки, ручьи, каналы;
  • водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • родники, гейзеры;
  • ледники, снежники.

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто.

Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.

) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.

Как проверить, что перед нами – водный объект общего пользования?

Каких-либо требований, касающихся обозначения водного объекта общего пользования специальными табличками или указателями, закон не предусматривает. Из всех перечисленных видов поверхностных водных объектов в частной собственности могут находиться только два: пруды и обводнённые карьеры.

Они могут находиться в частной собственности граждан и  юридических лиц постольку, поскольку расположены на принадлежащих им на праве честной собственности земельных участках. А раз это частная собственность, то и доступ к ней может быть ограничен собственником.

Зачастую очень просто понять, что земельный участок и водоём находятся в частной собственности: собственники ревностно относятся к своим участкам, огораживая их от посторонних глаз заборами и устанавливая соответствующие таблички. Остальные же водоёмы (реки, моря, озёра, родники, каналы и пр.

) в частой собственности находиться не могут, поэтому всегда являются общедоступными. Таким правилом можно пользоваться в тех случаях, когда Вы случайно оказались перед водным объектом, и другими средствами проверить это нельзя.

Если есть сомнения относительно того, кому же всё-таки принадлежит водный объект, то можно получить выписку из Государственного водного реестра, где это будет указано. Также можно получить выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором находится водный объект, и если он будет находиться в государственной или муниципальной собственности, то водоём можно считать общедоступным.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие

Практически у каждого водного объекта общего пользования есть своя береговая полоса. Под ней понимается полоса земли определённой ширины, располагающаяся вдоль береговой линии.

Береговая линия – это граница водного объекта, которая в зависимости от его вида определяется по-разному.

Так, для морей – по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, для рек и ручьёв – по среднемноголетнему уровню воды в период, когда она не покрыта льдом.

Ширина береговой полосы

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:

  • для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км – 5 м;
  • для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.

Запрет на приватизацию береговой полосы

Ряд норм закона устанавливает запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта общего пользования, то есть на её приобретение из государственной или муниципальной собственности в частную. Это закреплено в Земельном кодексе РФ (пункт 8 статьи 27), а также в Федеральном законе от 03.06.

2006 N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” (статья 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения прав граждан по доступу к водному объекту.

В противном случае, если такой участок земли как береговая полоса будет передан в частную собственность, то получить доступ к водному объекту общего пользования для обычного гражданина будет невозможно или крайне затруднительно.

Доступ к береговой полосе. Ограничения

 Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе).

А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок.

В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве.

То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать.

Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Аренда береговой полосы

Если относительно приватизации береговой полосы закон устанавливает жёсткий запрет, то в отношении аренды береговой полосы так сказать нельзя.

Поскольку запрета на аренду береговой полосы водного объекта общего пользования в законе нет, то сделать это можно.

Арендовать береговую полосу могут как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и физические лица (в том числе и иностранные граждане).

Мы уже разобрались с тем, что водные объекты общего пользования находятся в государственной или муниципальной собственности. Значит, и земельный участок (в том числе береговая линия), на котором они расположены, находится в собственности соответствующего вида. Именно поэтому порядок предоставления береговой полосы в аренду регулируется статьями главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить (!), что если Вам удалось получить заветную береговую полосу в аренду, то всё равно необходимо обеспечивать свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В  противном случае это может обернуться штрафом по статье 8.12.1 КоАП.

Ограничением свободного доступа к водному объекту считается полное или частичное ограждение береговой полосы, наличие там строений, сторожевых собак, взимание платы за вход.

Строительство в береговой полосе

В законе нет прямого запрета на строительство в береговой полосе.

Если получится организовать строительство таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ граждан к водоёму и береговой полосе, то в принципе это возможно.

Под запретом строительство объектов для различных видов отходов, заправок, складов ГСМ, СТО, хранилищ пестицидов и агрохимикатов, а также объектов, не оборудованных очистными сооружениями и системами сбора отходов.

Правила использования береговой полосы

Каждый гражданин беспрепятственно и бесплатно может использовать береговую полосу для передвижения и пребывания около них (гулять, отдыхать, загорать), рыбачить, причаливать лодки и другие плавучие средства, за исключение механических.

Поскольку береговая полоса является составной частью водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (более подробно о их можно почитать в других наших статьях), на неё распространяются все ограничения, которые для них установлены. В дополнение к уже названным ограничениях, в пределах береговой полосы запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • пахать земли;
  • сваливать размытый грунт;
  • пасти скот;
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Если на береговой полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

           В заключение статьи скажем, что доступ к водным объектом общего пользования и их береговым полосам – важное и нужное право граждан, обеспечивающее полноценный отдых и восстановление сил. Поэтому если Вы гражданин – не бойтесь отстаивать свои нарушенные права, а если предприятие – то осуществляйте свою деятельность в соответствии с законом, соблюдая права граждан.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Источник: https://zemsovet.ru/ogranicheniya/zoni-s-osobimi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy/vodnie-obekti-obschego-polzovaniya-beregovaya-polosa

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Для общего пользования предназначен

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Для общего пользования предназначен
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.