Что значит непосредственное управление

Содержание

Непосредственное управление многоквартирным домом: что это такое, плюсы и минусы

Что значит непосредственное управление

Закон требует, чтобы в жилом доме была установлена одна из предложенных ЖК форм управления. Всего предусмотрено три возможных варианта — функции управленца может реализовывать управляющая компания, товарищество собственников жилья или жил.кооператив, а также сами владельцы квартир в МКД (п.2 ст. 161ЖК).

Важно! Домовладельцы вправе самостоятельно выбрать, кто и как будет управлять их домом. Для этого нужно созвать общее собрание и поставить на повестку дня соответствующий вопрос.

Особенности НУ закреплены в ст. 164 ЖК. Согласно п. 1 этой статьи в случае выбора непосредственного хозяйствования в МКД собственниками помещений в таком доме заключаются договоры об оказании услуг для содержания и ремонта общедомового имущества, организации придомовой территории. При этом в качестве заказчика выступают все владельцы жилплощади.

Основная идея НУ — это легализация возможности домовладельцев самостоятельно и без посредников решать все задачи, связанные с уходом за общим имуществом. В число последнего входят подъезды, лестничные площадки и подвалы, внутридомовые коммуникации и кровля, земля под постройкой, а также стены, фасады, окна и двери.

Обратите внимание. Каждый собственник в полном объеме несет бремя содержания своей недвижимости, а уход за общедомовым имуществом должен осуществляться всеми хозяевами квартир общими усилиями.

Причины выбора

Когда в доме живет много активных, инициативных людей, не боящихся брать на себя ответственность за свой дом, непосредственная форма управления может стать лучшим выбором. В данном случае жильцы сами занимаются налаживанием контактов с ресурсоснабжающими организациями и подписанием договоров, ремонтом дома и ежедневной уборкой территории.

Они организовывают содержание дома так, чтобы проживание в нем было комфортным, удобным и главное – безопасным.
Утверждается такая форма управления собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, которое должно быть проведено пошагово, по всем требованиям.

Как проводится собрание по выбору формы управления?

  • Жильцы извещаются об ОС предварительно, за 10 дней. Они должны знать и время, дату, место проведения, и повестку собрания.
  • Организаторы ОС должны дать полное представление об особенностях данной формы управления, плюсах и минусах.
  • Утверждение непосредственного управление проводится путем ания, обязательно должно быть не менее 50 % . Решение ОС заносится в протокол, о нем должна знать Жилищная инспекция, местные органы самоуправления.

Каждый МКД обязан выбрать для себя одну из форм управления, иначе местные власти назначат дому ту УК, которую они посчитают нужной.

Правила документального оформления НУ

Выбор способа управления — это свободный акт волеизлияния. Это означает, что жильцы могут в любой момент закрепить любой из допустимых механизмов администрирования или изменить управленца, назначенного в прошлом. Поскольку в МКД живет определенное количество граждан, решение принимается коллегиальным органом — общими сборами.

Процедура проведения собрания сособственников предусмотрена ст. 45 ЖК. Созвать ОС может любой из домовладельцев, но правомочным оно будет лишь при условии участия не менее 50% от общего количества субъектов, имеющих право ать.

Перед встречей владельцев инициатор ОС разрабатывает повестку дня — перечень вопросов, которые будут рассматриваться на заседании. Если организатор ставит на ание предложение по закреплению новой формы хозяйствования, то в повестке отдельно указываются пункты о переходе на непосредственное управление, о выборе ответственного представителя и заключении договоров на обслуживание.

Скачать: образец договора непосредственного управления многоквартирным домом

Скачать: образец протокола собрания собственников в многоквартирном жилом доме

Важно! По итогам проведенных сборов составляется протокол собрания. В документе отображаются все важные сведения — место и дата встречи, количество присутствующих, рассматриваемые вопросы, результаты ания.

Есть ли минусы при непосредственном управлении МКД?

  • Человек, взявший на себя ответственность управления, делает это безвозмездно. А забот у него будет довольно много;
  • Исключается возможность получения денег на социальные программы, например, обустройство детской площадки, капитальный ремонт;
  • При желании ввести дополнительные улучшения, например, пригласить консьержа, украсить подъезд и прочее, затраты целиком ложатся на плечи добровольцев, несогласные имеют полное право отказаться от материального участия;
  • При наличии муниципального жилья в доме, на собрание обязательно приглашаются наймодатели, имеющие право ать наравне со всеми.

Кстати, последние пять лет всероссийским порталом «Городское хозяйство и ЖКХ » выпускался ежемесячный журнал «Управление Многоквартирным Домом», интересный в первую очередь для руководителей управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и их объединений. В журнале публиковались: практические методики по управлению многоквартирными домами; советы и рекомендации по эффективному взаимодействию управляющих организаций, органов власти, собственников жилых помещений и ресурсоснабжающих организаций; раскрывались аспекты бухгалтерского учета и при управлении многоквартирными домами; интересные комментарии экспертов к законодательным и нормативным актам, касающихся регулирования управления МКД; а также судебная практика.

Особенности реализации НУ

Суть НУ заключается в том, что жильцы управляют домом самостоятельно. Домовладельцы получают полномочия на вступление с ресурсоснабжающими организациями в прямые отношение без каких-либо посредников, например, без той же УК.

Проживающие в доме могут взять часть забот относительно технического и санитарного состояния здания на себя (косметический ремонт в подъездах, высадка деревьев и цветов в пределах придомовой территории).

В то же время существуют услуги, которые предоставляются исключительно структурами, владеющими специальными сертификатами, разрешениями или лицензиями. В их число входит обслуживание лифтов, ремонт внутридомовых систем снабжения — трубопроводов или электропроводки, и другое.

Если конкретная задача требует наличия определенных знаний или квалификации, то совладельцы должны заключить договор со специализированным подрядчиком.

Вопрос:

Ми с соседями по подъезду решили перейти на непосредственное управление своим домом. Количество квартир в МКД — 116. Есть ли какие-то особые правила относительно изменения формы правления жилим объектом с таким большим населением?

Ответ:

Возможность управлять своим домом самостоятельно напрямую зависит от того, сколько квартир вмещает постройка. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 161 ЖК собственники помещений вправе отказаться от услуг УК и заниматься хозяйственной деятельностью лично, если здание состоит из 30 или менее квартир. Поэтому в вашем случае вам придется остановиться на альтернативном механизме правления, например, ТСЖ.

Источник: https://RosComLand.ru/zhkh/dom-pereshel-na-neposredstvennoe-upravlenie.html

Непосредственное управление многоквартирным домом – что это такое, плюсы и минусы, порядок перехода

Что значит непосредственное управление

Существуют различные виды управления многоквартирным домом: ТСЖ, кооператив и другие.

Под непосредственным управлением МКД понимают самостоятельные действия всех владельцев жилья по организации ремонта общих помещений, содержанию совместного имущества, заключению контрактов с организациями.

Рассмотрим нюансы непосредственного управления многоквартирным домом.

Вносится без посредников. Каждый собственник самостоятельно заключает соглашение Заключаются на собрании жильцов Осуществляется жильцами-активистами безвозмездно Признаки непосредственного управления

Что подразумевается под непосредственным управлением

МКД – это структура, функционирование которой непросто обеспечить. Каждая из форм ведения хозяйства, включая непосредственное управление многоквартирным домом, имеет явные плюсы и минусы, отличительные особенности. При выборе подходящего варианта нужно учесть интересы всех владельцев жилых помещений. Важно знать достоинства и недостатки.

Чаще всего собственники квартир организовывают ТСЖ или передают полномочия управляющей компании (далее – УК). При первом варианте на общем собрании жильцов выбирается управление, которое наделяется функциями управления домом. Во втором случае обслуживанием здания занимается УК, получающая за это плату.

От выбора формы управления домом зависит не только благополучие жильцов, но и размер платежей за коммунальные услуги.

Другой вариант — это непосредственное управление многоквартирным домом. Он имеет характерные признаки:

Внесение платы за коммуналкуКаждый собственник помещения обязан самостоятельно заключать соглашения на получение коммунальных услуг.Договоры на осуществление ремонта в подъездах, подвалах, придомовой территории заключаются на общем собрании большинством .Не понадобятся дополнительные ежемесячные траты на содержание ТСЖ или УК.

Сводящая к минимуму риск злоупотреблений, воровства.Работа ведётся на безвозмездной основе.Поставщики ресурсов и услуг действуют на основании подписанных с каждым собственником соглашений.

Если в МКД есть помещения, сдаваемые по соглашению социального найма, во всеобщих собраниях должны участвовать сотрудники муниципалитета.

Нормативно-правовые акты

Особенности непосредственного способа, избранного для управления многоквартирным домом зафиксированы в Жилищном кодексе (далее – ЖК), а именно в статье 164.

При этом способе организации ведения хозяйства следует руководствоваться следующими актами:

  1. Правительственное постановление № 290 (03.04.2013), утверждающее базовый перечень услуг и работ.
  1. Вышеуказанным актом утверждены и Правила предоставления услуг и выполнения работ. Документ содержит критерии определения необходимых действий, описание того, как определить их периодичность, обязанности ответственных лиц.
  2. Правительственное постановление № 416 (15.05.2013), утверждающее Правила, которым надо следовать при непосредственном управлении.

Кроме того, в ст. 161 ЖК перечислены все формы управления многоквартирным жилым зданием. В пункте 1 части 2 указанной статьи отмечено, что в случае размера МКД до 30 квартир собственники жилья должны выбрать способ непосредственного управления.

Плюсы и минусы

Когда многоэтажкой управляет определенная организация, она следит за инженерными сооружениями, отвечает за внесение сумм за все услуги. В перечень обязанностей управляющей компании входит ведение всей документации, информирование граждан о смене тарифов, распространение уведомлений. Но при непосредственном способе управления МКД ситуация иная.

При выборе непосредственного способа управления следует руководствоваться не только преимуществами, но и знать о недостатках.

Из анализа достоинств и минусов можно сделать вывод, что непосредственное управление МКД подойдет не каждому зданию. Такой вариант будет оптимальным для строения с небольшим числом квартир, с добрыми отношениями между соседями.

Важно, чтобы каждый из владельцев жилья имел стабильное финансовое положение. При несоблюдении этих условий граждане рискуют получить многие проблемы: от невозможности прийти к общему мнению до судебных разбирательств в случае задолженности.

Порядок перехода на непосредственное управление МКД

Только после изучения всех положительных и отрицательных моментов, проведения всестороннего анализ, жильцы должны сделать осознанный выбор. Если он сделан в пользу такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление – следует ознакомиться с процедурой перехода на этот вариант.

задача заключается в том, чтобы организовать всех владельцев жилья, убедить их в необходимости принимать участие в обустройстве общего имущества. Процедура перехода на непосредственное управление достаточно простая. Она происходит в 3 этапа. Рассмотрим алгоритм действий.

Данный способ управления предусматривает самостоятельное заключение договоров с обслуживающими организациями.

Создание инициативной группы

Первый шаг – это поиск активных граждан, которые согласны потратить свое время ради общего дела. Чтобы в последующем было меньше разногласий, целесообразно выбрать делегатов от каждого подъезда. Чем больше наберется единомышленников, тем лучше. Важно найти энтузиастов, готовых взять на себя все организационные сложности.

Задача активистов на первом этапе – написать список граждан, проживающих в доме, оповестить их о нововведении.

Следует разъяснить все преимущества непосредственного управления, остановиться на отрицательных моментах. Группа инициаторов договаривается о дате, времени и месте всеобщего сбора.

Эту информацию необходимо довести до каждого владельца жилья. В уведомлении надо привести список вопросов, которые будут обсуждаться.

Проведение собрания

Решение о переходе на вариант непосредственного управления принимают собственники жилья. Допускается проведение не только очного сбора, но и заочного ания.

При традиционном собрании инициативная группа выбирает место для его проведения. Таковым может быть помещение ближайшего клуба, школы (по договоренности с руководством) или двор.

При очном собрании решение принимается прямым анием собственников квартир. Но не всегда люди откликаются на приглашение посетить мероприятие. Многие не хотят проявлять активность. Арендаторы помещений безразличны к нововведениям. В данных обстоятельствах выход из ситуации – заочное собрание.

При заочной форме проще провести ание. В этом случае составляется опросный лист или бюллетень. Документ предоставляется каждому жильцу МКД. Как гласит ст. 45 Жилищного кодекса, решение считается принятым, если в ании участвовали более половины владельцев квартир.

На таком мероприятии необходимо обсудить вопросы:

  1. Выбор варианта непосредственного управления МКД.
  2. Выдвижение представителя интересов всех жителей дома, обсуждение, ание. Избранное лицо будет следить за объектами коммунального хозяйства, заключать соглашения с организациями, осуществляющими ремонт здания, его обслуживание.
  3. Выбор поставляющих компаний, подписание соглашений.

По итогам составляется протокол общего собрания.

Голосование жильцов дома может происходить в очной, и заочной формах.

Выбор обслуживающей организации

Договоры для бесперебойной поставки воды, газа, электро- и теплоснабжения должны быть оформлены между организациями, предоставляющими эти услуги, и каждым из имеющихся собственников жилых помещений. Это может сделать и уполномоченное лицо, если есть доверенность, заверенная подписью нотариуса. Для оформления соглашения с обслуживающей организацией нужны следующие документы:

  • протокол, составленный по результатам ания о переходе на непосредственный вариант управления;
  • бумага, в которой указано лицо, уполномоченное жильцами на подписание договора по ремонту и содержанию здания;
  • доверенности владельцев квартир;
  • заявление на заключение соглашения;
  • технический паспорт здания.

Пример протокола общего собрания собственников помещений

Если для содержания МКД будет привлечена подрядная организация, расходы оплачивают подписанты договора. При проведении некоторых работ, таких как уборка, ремонт, жители могут справиться своими силами.

Но при вывозе мусора или обслуживании инженерных коммуникаций без подрядчика не обойтись.

Если договор с обслуживающей компанией не будет подписан, непосредственная самоорганизация будет упразднена, а дому назначена управляющая компания.

Как происходит распределение обязанностей между жильцами

Когда жильцы дома решили самостоятельно организовывать все работы по его содержанию, им следует остановиться на одном из 3 вариантов распределения обязанностей. Выбор производится из следующих способов:

  1. Выдвигается кандидатура одного инициативного собственника квартиры, готового представлять интересы остальных жителей дома по нотариально оформленным доверенностям.
  1. Обязанности по организации всех работ, связанных с обслуживанием, благоустройством и содержанием здания, распределяются между всеми владельцами жилых помещений.
  2. Выбирается человек, не имеющий собственной квартиры в доме.

Лицам, осуществляющим функции самостоятельного управления, полномочия передаются по доверенностям от владельцев собственности в МКД. Контроль деятельности выбранной кандидатуры ведут другие жители. Они должны следить за качеством выполнения работ, чтобы не нарушались оговоренные сроки. Если возникнут проблемы, жалобы, их выносят на всеобщее обсуждение.

Источник: https://ZKHinfo.ru/mnogokvartirnyj-dom/neposredstvennoe-upravlenie

Что значит непосредственное управление многоквартирным домом

Что значит непосредственное управление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что значит непосредственное управление многоквартирным домом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Но, несмотря на это, в большинстве случаев собственники отождествляют между собой договор подряда и договор возмездного оказания услуг, что является серьезной ошибкой.

Планируя стандартный сбор, следует заблаговременно подумать о месте проведения собрания жильцов. Местом для сбора может быть определен как двор, так и прилегающие к дому здания общественного направления, при наличии договоренности.

Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома

Если собственников не устраивают услуги подрядчиков и ресурсоснабжающих организаций, они вправе по собственному желанию заменить их.

Все вопросы по управлению решаются на общем собрании. Каждый собственник имеет право предложить выгодное по его мнению решение той или иной проблемы.

Поставщики должны гарантированно снабжать жилой многоквартирный дом своими ресурсами, это должно быть указанно в документе.

Чем характеризуется непосредственное управление домом, что это такое, какие дает преимущества владельцам квартир и нежилых помещений в доме.

Выбор способа управления — это свободный акт волеизлияния. Это означает, что жильцы могут в любой момент закрепить любой из допустимых механизмов администрирования или изменить управленца, назначенного в прошлом. Поскольку в МКД живет определенное количество граждан, решение принимается коллегиальным органом — общими сборами.

Оптимальный вариант обслуживания дома – управление МКД до 30 квартир. Большее количество жильцов сложно привлечь к участию в собрании. Еще труднее достигнуть согласия.

Основная идея НУ — это легализация возможности домовладельцев самостоятельно и без посредников решать все задачи, связанные с уходом за общим имуществом. В число последнего входят подъезды, лестничные площадки и подвалы, внутридомовые коммуникации и кровля, земля под постройкой, а также стены, фасады, окна и двери.

Товарищ upravdom, Вы хотя бы перечитали текст, прежде чем его сюда отправлять. а то вылезла в тексте «прерогатива правительства Челябинской области».

На общем собрании или с помощью доверенности собственники могут наделить кого-то одного действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами – с обслуживающей организаций, Фондом капремонта (региональным оператором) и т.д. Чаще всего это председатель совета дома.

Для успешного ведения жилищно-коммунального хозяйства нужен высокий уровень самоорганизации, который доступен не всем.

И весь перерасход ресурса ложится на плечи жильцов-добросовестных плательщиков, как было в нашем случае.

А вот УК уже будет поставлять ресурс населению по цене РЭК. Но конечно можно поступать и так как сейчас, 2-3 года поработал, хапнул, свалил. Не бойтесь непосредственного управления с теми, кто работает в ЖКХ много лет.

Отличительная особенность такой формы выражается в самом ее понятии – собственники уполномочены разрешать все проблемы многоэтажного здания напрямую в обход различных представителей и посредников. Общие владения жильцов находятся под непосредственным контролем владельцев.

Суть непосредственного управления МКД

Перед встречей владельцев инициатор ОС разрабатывает повестку дня — перечень вопросов, которые будут рассматриваться на заседании. Если организатор ставит на ание предложение по закреплению новой формы хозяйствования, то в повестке отдельно указываются пункты о переходе на непосредственное управление, о выборе ответственного представителя и заключении договоров на обслуживание.

Мы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра?

Что касается Региональной программы капитального ремонта, финансирование которой осуществляется без привлечений федеральных бюджетных средств, то определять условия участия многоквартирного дома в данной программе – прерогатива правительства Челябинской области.

Самовольное переустройство в МКД – головная боль управляющих организаций. Обнаружив незаконное изменение в конструкциях дома, УО имеет право в суде требовать их восстановления в прежнем виде.

Указанная позиция отражена на официальном сайте Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

МКД – это структура, функционирование которой непросто обеспечить. Каждая из форм ведения хозяйства, включая непосредственное управление многоквартирным домом, имеет явные плюсы и минусы, отличительные особенности. При выборе подходящего варианта нужно учесть интересы всех владельцев жилых помещений. Важно знать достоинства и недостатки.

Утверждается такая форма управления собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, которое должно быть проведено пошагово, по всем требованиям. Как проводится собрание по выбору формы управления?

  • Жильцы извещаются об ОС предварительно, за 10 дней. Они должны знать и время, дату, место проведения, и повестку собрания.
  • Организаторы ОС должны дать полное представление об особенностях данной формы управления, плюсах и минусах.
  • Утверждение непосредственного управление проводится путем ания, обязательно должно быть не менее 50 % . Решение ОС заносится в протокол, о нем должна знать Жилищная инспекция, местные органы самоуправления.

Для чего необходимо управление домом? Оно позволяет поддерживать высокое техническое состояние здания, порядок на придомовой территории, дает возможность создать все необходимые условия для проживания собственников квартир.

Зачастую простые люди, коими являются собственники, недостаточно компетентны в выборе поставщиков ресурсов и услуг.

Председатель совета дома может вступать в переговоры по условиям договоров, заключаемых собственниками. По доверенности или решению собрания он может также заключить эти договоры от имени собственников на условиях, определённых собранием. Если председатель выступает по решению собрания, то приобретают права и становятся обязанными все собственники.

Если речь идет о юридической стороне вопроса, каждый жилец помещения от своего имени заключает договор на поставку ресурсов.

В сооружениях, где количество квартир менее 12, владельцы жилплощади освобождаются от необходимости заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут предоставлять услуги по ремонту и поддержанию нормального состояния МКД.

Неотъемлемой частью начала любого важного дела является наличие инициаторов – тех людей, которые обладают энтузиазмом, и являющихся единомышленниками в своем стремлении. И утверждение непосредственного метода осуществления управления домом не относится к исключениям.

Российское жилищное законодательство предоставляет собственникам жилищ на выбор три формы управления многоэтажкой:

  • через товарищество собственников недвижимости;
  • посредством получения услуг от управляющих организаций;
  • непосредственное (самостоятельное) управление.

При решении коммунальных задач для отдельного жилища, договор с исполнителем или поставщиком заключает сам хозяин помещения лично.

Непосредственное управление домом. Часть 2: что это такое

Однако самостоятельное управление возможно только в тех МКД, в состав которых входит максимум 30 квартир (ст. 161 ЖК РФ). Наличие большего количества жилищ, обязывает собственников заключить соглашение управляющим органом либо создать ТСН (Ж).

Управление многоквартирными домами может осуществляться несколькими способами: непосредственно собственниками жилых помещений, посредством заключения договоров с УК, управление при создании ТСЖ. Каждый из указанных способов имеет как свои преимущества, так и недостатки. В чем же состоят плюсы, когда собственники предпочитают непосредственное управление?

Утверждается такая форма управления собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании, которое должно быть проведено пошагово, по всем требованиям.

Если наблюдаются какие-либо перебои в электро-, газо-, водоснабжении, то ответственность за подобную халатность несет именно подрядчик коммунальных услуг, с которым заключен официальный договор от имени собственников жилья.

То есть, ключевое преимущество такого метода управления МКД состоит в отсутствии каких-либо расходов, используемых для того, чтобы содержать штат ТСЖ, или необходимых для привлечения к процессу управления УК, поскольку при данных обстоятельствах управление производится инициативной группой владельцев в МКД.

Когда многоэтажкой управляет определенная организация, она следит за инженерными сооружениями, отвечает за внесение сумм за все услуги. В перечень обязанностей управляющей компании входит ведение всей документации, информирование граждан о смене тарифов, распространение уведомлений. Но при непосредственном способе управления МКД ситуация иная.

Формально, если большинство собственников не заключили договоры, то муниципалитет должен провести конкурс для отбора управляющей организации, так как способ управления считается нереализованным (подп. 2 п. 3 Порядка проведения открытого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75).

При этом способе организации ведения хозяйства следует руководствоваться следующими актами:

  1. Правительственное постановление № 290 (03.04.2013), утверждающее базовый перечень услуг и работ.

Если обратиться к практике, то непосредственное управление собственниками жилья находит свое воплощение в большей степени в сельской местности, где как таковая серьезная многоквартирная застройка отсутствует. А если подобные сооружения и возведены, то количество помещений в них редко превышает 12 жилых квартир.

Другим важным этапом, если осуществляется непосредственное управление собственниками жилых квартир, является заключение ресурсоснабжающих договоров. В частности, данная необходимость регламентируется Постановлением Правительства РФ под № 354.

Непосредственным управлением (НУ) многоквартирным домом (МКД) называют такой способ управления всем жилищно-коммунальным устройством, при котором функции управления и предоставления услуг обеспечиваются не управляющей компанией, а исключительно инициативой собственников жилых помещений.

Читатели юридических порталов часто интересуются, сколько квартир должно быть в доме для непосредственного управления. Этот нюанс регулирует ст. 161 ЖК РФ. Чтобы жители МКД могли воспользоваться обслуживанием напрямую, в здании должно быть не меньше 13 квартир, но и не больше 30.

Знаю примеры домов, где собственники на общем собрании всё же утверждают ежемесячный размер платы, определяют, что будут скидываться председателю совета дома. Тот нанимает дворника, а также привлекает других специалистов – разово, для выполнения конкретных задач.

Договоры на осуществление ремонта в подъездах, подвалах, придомовой территории заключаются на общем собрании большинством .Из этого следует, что непосредственное управление может быть уместным только в небольших МКД, с минимальным объемом работ, связанных с управлением домом.

Источник: http://ttclub24.ru/ustanovlenie-rodstva/18689-chto-znachit-neposredstvennoe-upravlenie-mnogokvartirnym-domom.html

Непосредственное управление домом что это такое

Что значит непосредственное управление

Правильная эксплуатация жилых зданий направлена на создание оптимальных условий жизни граждан. В настоящее время существуют специальные ответственные компании, предоставляющие свои услуги по управлению домом, однако, нередко качество этих услуг не соответствует нормам, что приводит к ухудшению качества жизни.

В связи с этим для жильцов многоквартирных домов предусмотрена возможность перехода на непосредственное управление многоквартирным домом (МКД). В публикации рассмотрены правовые нормы, регулирующие данную область жизнедеятельности, а также отражены правила перехода на форму непосредственного управления МКД и ключевые изменения в законах.

Что такое непосредственное управление многоквартирным домом

Прежде чем рассматривать нормативно-правовые аспекты, регулирующие представленную область общественной жизни, стоит узнать определение данного понятия.

Непосредственный способ управления многоквартирным домом собственниками помещений это метод организации обеспечения дома всем необходимым, включая коммунальные услуги, силами владельцев жилья.

Выбрать такую систему возможно только при помощи общего собрания жильцов, на котором обсуждаются ключевые моменты организации проживания в многоквартирном доме.

Если собственники добровольно выбирают подобный вариант, значит они самостоятельно подписывают договор с различными обслуживающим компаниями и самостоятельно отвечают за получение и оплату коммунальных услуг.

Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом

Прежде чем сделать выбор в пользу представленной системы управления МКД, стоит узнать все положительные и отрицательные стороны данного метода. К числу положительных моментов можно отнести следующие:

  • Стоимость оплаты коммунальных услуг за содержание дома будет значительно меньше.
  • Принятие решений происходит гораздо быстрее, поскольку от этого зависят комфортные условия проживания собственников жилья.
  • Имеется возможность выбора организации, предоставляющей услуги. Жильцы могут    самостоятельно выбрать наиболее подходящую компанию.
  • Все средства покрывают только расходы на нужды жильцов. В случае с государственным обеспечением бюджет может распределяться между внутренними фондами    организации.

Однако несмотря на представленные выгоды способ непосредственного управления многоквартирным домом имеет ряд своих недостатков, к числу которых относятся следующие:

  • Отсутствие контроля за качеством предоставления услуг со стороны инспекторов жилищного надзора.
  • Жильцам требуется тратить больше времени на выбор организации, предоставляющей услуги для МКД.
  • При выборе непосредственного способа управления МКД собственники не могут получать помощь государства по вопросам обеспечения жилья.

Как перейти на форму непосредственного управления многоквартирным домом

Если вы изучили правовую базу и желаете внедрить подобную схему содержания жилья, стоит ознакомиться с процедурой перехода на представленный способ управления жильём. Организовать это достаточно легко, собственникам понадобится выполнить всего два условия:

  1. Необходимо изъявить собственное желание, чтобы перейти на форму непосредственного управления МКД
  2. Понадобится организовать общее собрание собственников с целью принятия решения о переходе на новую систему управления МКД

Согласно статье 161 жилищного кодекса РФ способ эксплуатации может быть утвержден или изменён только на общем собрании собственников.

https://www.youtube.com/watch?v=-vXrnIN36Sk

Переход на НУ возможен только для тех домов, в которых насчитывается не более 30 квартир.

Это существенно ограничивает возможности большинства современных МКД выше 3 этажей. Более подробно о процедуре перехода на НУ мы расскажем дальше.

Инициативная группа

Начинается организация с создания инициативной группы собственников, в которую входят наиболее активные жильцы дома. В их задачи входит создание условий для перехода на непосредственное управление, проведение общих собраний собственников и регулирование исполнения обязательств со стороны жильцов многоквартирного дома и организации, предоставляющей свои услуги для МКД.

Инициативная группа выполняет роль посредника между собственниками и подрядчиками. В связи с этим инициативную группу рекомендуется создавать из представителей разных подъездов, чтобы в полном объёме контролировать качество жилищных условий.

Инициативную группу следует собирать с целью привлечения соседей к переходу на НУ, поскольку смена системы управления возможна только при наличии более половины , поддерживающих новый режим.

Выбор жильцов является добровольным, повлиять на него возможно только при помощи аргументов и доводов в пользу НУ.

Собрание собственников

Для принятия новой формы управления следует провести собрание жильцов. Данное мероприятие организуется силами инициативной группы собственников. Жильцы оповещаются об организации общего собрания собственников.

При этом инициативная группа обязана указать организатора собрания, дату и время проведения мероприятия. Помимо этого, на обсуждение обязательно выносится список конкретных вопросов, которые будут рассматриваться на собрании.

К числу ключевых вопросов можно отнести следующие:

  • Обоснованность перехода на НУ.
  • Выбор лидера, который будет посредником между собственниками и подрядчиками.
  • Выбор организаций, предоставляющих услуги для МКД.

В процессе проведения собрания составляется письменный протокол с указанием всех реквизитов, списка обсуждаемых вопросов на повестке дня, списка выступавших с обозначением докладов, а также подписи каждого участника собрания.

Как происходит распределение обязанностей между жильцами?

Не менее важным вопросом является распределение обязанностей между собственниками, проживающими в многоквартирном доме. Сделать это можно одним из следующих способов:

Наиболее простым    вариантом является устное доведение информации до всех жильцов на собрании.    При этом каждый собственник получает определенные задачи и обязанности,    которые он будет выполнять на благо всех жильцов МКД.

Однако несмотря на    простоту данного способа у него есть значительный минус.

В данном случае    речь идёт о доверии жильцов, при котором они обязуются исполнять   поставленные задачи, собственник не несёт ответственности за невыполнение    обязательств.

Более сложным вариантом является вынесение вопросов относительно закрепления обязанностей на общее собрание. В таком случае    обязанности каждого из участников будут официально зафиксированы в    документе ОСС, что будет гарантировать их исполнение.

Рекомендуем ознакомиться с видеоматериалом.

Заключение индивидуальных и публичных договоров собственниками

Заключение договора при переходе на НУ несколько сложнее в связи с необходимостью оформления документов для каждого жильца дома.

Непосредственная эксплуатация позволяет свободно выбирать организацию, но при этом возникает сложность в составлении соответствующих документов.

При таком раскладе каждый собственник обязан заключить договор и самостоятельно вносить плату за предоставление услуг.

Заключение договоров с исполнителями услуг

Возможно заключить общий договор с исполнителем на имя одного собственника из инициативной группы. Для этого жильцам потребуется оформить доверенность на физическое лицо, которая позволит ему осуществлять платежи за предоставленные услуги соответствующей организации. Для заключения договора необходимо прикрепить следующие документы:

  • Протокол собрания или его копию.
  • Копию протокола с указанием ответственного лица.
  • Технический паспорт на многоквартирный дом или его ксерокопию.
  • Заявление, в котором прописана договоренность с РСО.
  • Заявления о доверенности собственников на имя ответственного лица.

Предоставление коммунальных услуг при непосредственной эксплуатации МКД собственниками помещений

После заключения всех необходимых договоров и подписания соответствующих документов организации, предоставляющие услуги для МКД несут полную ответственность за обеспечение жильцов дома.

При этом собственники могут самостоятельно выбирать РСО и контролировать распределение оплат на оказанные коммунальные услуги.

Данная система позволяет сэкономить бюджет и свободно выбирать лучшие варианты сотрудничества с коммунальщиками.

Образцы документов

Образец договора обслуживания МКД при непосредственном управлении

Образец протокола непосредственного управления многоквартирным домом

Источник: https://m2keep.ru/upravlenie-mkd/neposredstvennoe-upravlenie-mkd

Непосредственное управление домом: плюсы и минусы

Что значит непосредственное управление

0

13.02.2020 10:40 13 Февраля 2020 в 10:40

Одним из трех способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление. Несмотря на его критику, этот способ управления активно развивается и имеет определенное законодательное регулирование, а также свои особенности в части предоставления жилищных и коммунальных услуг.

Условия непосредственного управления

Непосредственное управление может применять в многоквартирном доме только в случае наличия в нем до 30 квартир. При 31 квартире – непосредственного управления уже быть не может. В настоящее время рассматриваются поправки в ст. 161 ЖК РФ, которые изменят число квартир с 30 до 60, в 2 раза.

Если такой закон будет принят, то перейти на непосредственное управление сможет еще большее количество домом.Главное преимущество непосредственного управления – дешевизна, затраты на само управление домом практически отсутствуют, но связаны только с текущим содержанием и благоустройством.

Основной минус непосредственного управления – не проработанность законодательного регулирования полномочий лица, которое может действовать от имени всех собственников.Несмотря на то, что в соответ. с п. 3 ст.

164 ЖК РФ в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений, во-первых, уполномоченный общим собранием, во-вторых, удостоверенный доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, фактически правоприменение этой нормы хромает.

Многие юридические лица не соглашаются на заключение договоров при непосредственном управлении по причине рисков, связанных с возможным невыполнением обязательств.

Жилищные услуги

В случае непосредственного управления для многоквартирного дома обязательно заключение следующих договоров:1.На обслуживание лифтового хозяйства (если оно есть).2.На обслуживание ВДГО (если оно есть).3. На обслуживание пожарной сигнализации (если она есть).4.

На уборку общего имущества (мытье подъездов и содержание придомовой территории).5.Договор на банковское обслуживание.6.Иные договора, связанные с особенностями и конструктивными элементами многоквартирного дома. В соответ. с п. 1 ст.

164 ЖК РФ, все данные договора: – заключаются на основании решений общего собрания указанных собственников- все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Размещение информации в ГИС ЖКХ осуществляют организации, с которыми заключены указанные договора (п. 2.1 ст. 164 ЖК РФ).Нужно отметить, что уже на этом этапе может быть много проблем с выстраиванием договорных отношений.

Например, не все банки пойдут на данные условия (чтобы большинство собственников выступало одной из сторон договора). Банк открывает счет либо на юридическое, либо на физическое лицо. В данном случае – счет открывается на физическое лицо, которое уполномочено остальными собственниками.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Здесь начинается много финансовых и налоговых рисков для такого лица (потому что в гражданском и налоговом праве специального регулирования применительно к такой форме управления не предусмотрено).Второй момент – выставление квитанция за жилищные услуги. Если у дома несколько договоров с разными контрагентами, то целесообразно это сформировать в одном платежном документе (суммировав расходы в тарифе). Но в пользу кого взыскивать неоплаты по должникам? Юридического лица нет, а взыскание в пользу физического лица не вполне урегулировано.

Коммунальные услуги

С регулированием предоставления коммунальных услуг при непосредственном управлении все гораздо понятнее и даже удобнее людям.

Во-первых, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (п. 2 ст. 164 ЖК РФ). В свою очередь коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 11.1. ст. 161 ЖК РФ).То есть, договора на поставку коммунального ресурса для оказания коммунальных услуг и содержание общего имущества в МКД с уполномоченным собственником не заключаются.Во-вторых, именно РСО несет ответственность за оказание коммунальных услуг перед собственниками. Это следует из п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ. Это хорошая норма, которая подчеркивает ответственность за качество услуг.Несмотря на то, в ЖК РФ указано про заключение договора на предоставление коммунальных услуг в РСО с каждым собственником помещения, в п. 26 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 такой порядок дополнен.В случае, если в доме реализуется схема с доверенностью и решением общего собрания (п. 3 ст. 164 ЖК РФ), то уполномоченное лицо вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников со следующими документами:- заявлением о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, подписанное таким лицом;- копией решения общего собрания о передаче уполномоченному лицу полномочий по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, от имени собственников;- копией доверенности, выданной уполномоченному лицу в письменной форме всеми или большинством собственников;- данные: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии);- адрес помещения в многоквартирном доме, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения) и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;- наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);- сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приема показаний приборов учета;- меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);- срок действия договора.В случае соблюдения условий, изложенных в п. 3 ст. 164 ЖК РФ и предоставления документов, указанных в п. 26 Правил № 354, один уполномоченных собственник заключит договор с РСО от имени всех остальных своих соседей. Это довольно удобная практика.

Проблемы непосредственного управления

Механизм непосредственного управления несовершенен. Во-первых, он очень некачественно отрегулирован законодателем. Во-вторых, слишком большая роль отводится личному компоненту (уполномоченному собственников) без реальной для него ответственность.

Дом – это сложный объект капитального строительства, инженерная система со множеством элементов и управление такой системой не может сводиться к отдельно взятой личности. Механизм управления должен балансировать и сам себя регулировать в случае необходимости.

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Переход на специальный счет по капитальному ремонту: противодействие регионального оператора собственникам и механизмы борьбы с ним

https://www.youtube.com/watch?v=YiIgoy6NEw4\u0026list=PL7162NSvQJXde0XFA1mCBglwA2FTUOIkG

Повышение платы за текущее содержание: рабочие схемы для управляющей компании

Квалификационный аттестат: нужно ли его получать и зачем?

Источник: https://www.gkh365.ru/blog/blog3/direct-management-of-a-house-the-pros-and-cons/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.